Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законеот 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора персонально сопровождающего учебную деятельность ребенка с ОВЗ или ребенка- инвалида,ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ детский сад № 32 образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано как совместно с другими обучающимися при условии индивидуально-дифференциорованного подхода так и в индивидуальном порядке. Для обучающихся данной категории при согласии родителей ( законных представителей) в МАДОУ самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (АООП) с учетом их особенностей и образовательных потребностей, педагогами-специалистами коллегиально разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты.
В процессе педагогической работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами осуществляется их постоянное психолого-педагогическое сопровождение специалистами МАДОУ, а также консультационное сопровождение их родителей ( законных представителей): в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума, консультационного пункта, педагогом-психологом, учителями-логопедами, тьютором.
В МАДОУ создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Условия среды в которой осуществляется образовательная деятельность, учебно-наглядные материалы адаптируются под специфичные потребности и возможности детей данной категории с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА.
В МАДОУ детский сад № 32 имеется возможность реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий для обучающихся с ОВЗ согласно медицинским показаниям ( обучение на дому) в том числе в форме электронного обучения ( с использованием образовательной платформы МЭО- Мобильное электронное образование).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные кабинеты для организации индивидуальных и групповых видов деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАДОУ детский сад № 32:
- кабинет педагога-психолога
- кабинет учителя-логопеда.
При необходимости в групповых помещениях, других помещениях где осуществляется образовательная деятельность ( музыкальный, физкультурный залы) создаются условия для организации образовательной деятельностисогласно рекомендаций ПМПК и ИПРА.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты специалистов для коррекционно-развивающей работы:
- кабинет учителя-логопеда
- кабинет педагога-психолога
-кабинет тьютора
- кабинет дополнительного образования
Музыкальный зал, физкультурный зал, 12 групповых помещений, групповые участки, спортивная площадка на территории МАДОУ. Все объекты доступны для проведения практических занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ детский сад № 32 отдельной библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
В каждой группе доступны для детей с ОВЗ и детей-инвалидов специально организованные зоны развивающей предметно-пространственной среды - "Книжный центр" в котором подобраны произведения детской художественной литературы, познавательная литература для детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, образовательными потребностями, дидактический материал.
В методическом кабинете детского сада создана библиотека учебно-методической литературы и программно-методическое обеспечение в соответствии с реализуемыми образовательными программами, в том числе имеется методическая литература по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта в МАДОУ детский сад № 32: физкультурный зал, спортивная площадка отвечают требованиям доступности надежности прочности и удобства.
Спортивный зал находится на третьем этаже здания детского сада, беспрепятственный проход и занятия физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательной системы, зрения осуществляется при помощи назначенного приказом заведующего ответственного персонала.
Для обучающихся с ОВЗ установлен порядок освоения образовательной области физическое развитие на основании соблюдения принципа здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Организованная деятельность проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке и прогулочных участках инструктором по физической культуре. При их проведении специалист учитывает вид и тяжесть нарушений ограничений здоровья обучающегося.
Для занятий с обучающимся с ОВЗ используется следующее оборудование:
·гимнастические мячи;
·фитболы;
·гимнастические коврики;
·гимнастическиепалки;
·шведская стенка;
·резиновыми мячи разных размеров;
·гимнастические скамейки;
·мягкие маты;
·обручи;
·скакалки;
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания -это те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие (образовательно-воспитательный процесс).
К средствам обучения и воспитания относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Имеющиеся в МАДОУ средства обучения:
·печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
·электронные образовательные ресурсы (образовательная платформа МЭО, обучающие презентации, мультимедийные развивающие программы.);
·аудиовизуальные (слайды, видео-ролики, мультфильмы);
·наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
·спортивные снаряды, мячи и т.п.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов . Развивающая предметно-пространственная среда групп проектируется как важный элемент образовательно-воспитательного процесса.
В случае необходимости средства обучения и воспитания коллективного либо индивидуального пользования подбираются, адаптируются, приобретаются под индивидуальные возможности детей с ОВЗ и детей-инвалидов исходя из рекомендаций ПМПК, ИПРА, согласно адаптированной основной общеобразовательной программы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов и маломобильных граждан в МАДОУ детский сад № 32 разработан Паспорт доступности , согласно которому объект признан доступным частично для всех категорий инвалидов, разработаны мероприятия для повышения степени доступности.
Территория и здание МАДОУ соответствует условиям беспрепятственного , безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и взрослых, обеспечен доступ к зданию и сооружениям.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ обеспечено:
- на прилегающей территории по улице Академика Вонсовского и улице Михеева М.Н. стоянки с выделенными местами для парковки инвалидов
- пандусы на трех входах в здание;
- «Кнопка вызова»;
- контрастная маркировка ( контрастные круги на дверях, контрастные полосы на ступенях лестничных маршей, снаружи перед входом в здание) ;
- тактильная полоса перед ступенями центрального входа для слабовидящих.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МАДОУ асфальтирована, на дорожках уложен бехатон и имеет твердое покрытие.
Подробно ознакомиться с обеспечением беспрепятственного доступа на территории и в здание МАДОУ детский сад № 32 можно в приложенном файле.
Порядок обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных граждан в учреждение:
Пожалуйста, позвоните по телефону +7(343) 223-44-44 или по домофону и вас встретит с целью оказания помощи ответственный сотрудник по вопросам обеспечения доступности в организации.
Вы так же можете предварительно сообщить по данному телефону о времени посещения дошкольного учреждения и Вас будут ждать в назначенное время в МАДОУ.
Специальные условия питания
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В МАДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с 10 – дневным основным ( циклическим) меню, утвержденным заведующим МАДОУ.
В режиме дня воспитанников предусмотрены приемы пищи:
-завтрак,
-второй завтрак ( сок),
-обед,
-"фруктовая корзинка" ( 15.00),
-полдник.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20, утвержденными 28.09.2020 г.,СанПин 2.3/2.4.3590 - 20, утвержденными 27.10.2020 года.
На основании медицинского назначения обучающимся с лактозной недостаточностью организуется питание по 10-дневному основному (циклическому) безмолочному меню.
Специальные условия охраны здоровья
1. Условия охраны здоровья обучающихся в МАДОУ, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и отдыха;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний, оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в МАДОУ;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МАДОУ;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется МАДОУ.
3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями. МАДОУ заключен договор с ДГКБ "Детская больница № 11".
4. В МАДОУ созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивается:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся, выполнение рекомендаций узких специалистов относительно питания, нагрузок, режима;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания в МАДОУ, осуществляется на основании Приказа Минобрнауки России от 27.06.2017 № 602 (ред. От 01.07.2019) «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 № 48372).
В МАДОУ используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны только для педагогов. Дети не имеют доступа к сети Интернет в ДОУ.
В свободном доступе для педагогического персонала:
- 4 компьютера в пользовании специалистов.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 100 Кбит/сек.
Разработан и действует сайт МАДОУ детский сад № 32.Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: интерактивная панель, в которой имеется научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Педагоги МАДОУ участвуют в реализации пилотного проекта "Цифровая образовательная среда в МДОО", используют образовательную платформу "Мобильное электронное образование - детский сад".
Подробная информация по ссылке:"Мобильное электронное образование" (tvoysadik.ru)