Инструкция о ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНВАЛИДАМИ в ДОУ ИДС-01-2022

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях создания условий для участия
инвалидов и других маломобильных групп населения в социальной жизни общества,
формировании безбарьерной среды в образовательной сфере, обеспечения доступа к
ресурсам образовательной деятельности учреждения и услугам, участия в
образовательных и досуговых мероприятиях; в деятельности кружков, студий и иных
объединений; оказания при этом необходимой помощи данной категории граждан, а
также в целях реализации Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28.06.2021г.),
Федеральным законом РФ от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», СП 59.13330.2020
«СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения»
1.2. Настоящая инструкция предназначена для работников МАДОУ детский сад
№ 32, непосредственно предоставляющих услуги инвалидам с разными формами
инвалидности и иным маломобильным гражданам, а также определяет правила поведения
сотрудников МАДОУ детский сад № 32 при предоставлении услуг инвалидам и иным
категориям маломобильных граждан.
1.3. Требования настоящей инструкции являются обязательными для всех
работников МАДОУ детский сад № 32. Невыполнение или ненадлежащее выполнение
этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
1.4. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
1.5. Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения
при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или
при ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья,
беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.6. Требования к уровню подготовки персонала:
а) знание понятия «доступная среда для инвалидов» и основных требований
доступности объектов и услуг для маломобильных граждан; основных видов
архитектурных, информационных и ситуационных барьеров, препятствующих получению
услуг инвалидами (МГ) наравне с другими лицами, а также возможных способов их
устранения в зависимости от категории инвалидности;
б) осведомленность о перечне предоставляемых услуг в учреждении; формах и
порядке предоставления услуг (в организации, на дому, электронно- и дистанционно);
в) информированность о специальном (вспомогательном) оборудовании и
приспособлениях для инвалидов, имеющихся в распоряжении учреждения, наличии
доступа к ним, порядке их эксплуатации (включая требования безопасности);
г) ознакомление с порядком эвакуации граждан на объекте, в том числе
маломобильных, в экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях;
д) наличие разработанных правил взаимодействия сотрудников учреждения при
предоставлении услуг инвалиду.
2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
2.1. Обращение к человеку: при встрече обращайтесь с инвалидом вежливо и
уважительно, вполне естественно пожать инвалиду руку. Когда вы разговариваете с
2

инвалидом любой категории, обращайтесь непосредственно к нему, а не к
сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2.2. Адекватность и вежливость: относитесь к другому человеку, как к себе самому,
точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут
эффективными.
2.3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо
видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с
вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент
вы обращаетесь, и назвать себя.
2.4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а
затем спрашивайте, что и как делать; всегда предлагайте помощь, если нужно открыть
тяжелую дверь или обойти препятствие.
2.5. Обеспечение доступности услуг: всегда лично убеждайтесь в доступности
мест, где предусмотрено оказание услуг и прием граждан. Заранее поинтересуйтесь, какие
могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
2.6. Обращение с креслом-коляской: инвалидная коляска – это часть
неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Не облокачивайтесь на
нее и не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что
схватить и понести человека без его разрешения. Если вас попросили помочь инвалиду,
передвигающемуся на коляске, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает
скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
2.7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком,
испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы,
ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него.
Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
2.8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся
инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на
одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может,
читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
2.9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который
плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в
глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут
читать по губам.
3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВАЛИДОВ НА ПРИЁМЕ В УЧРЕЖДЕНИИ
И ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ УСЛУГ
1.7. Инвалидам оказывается необходимая помощь при входе в здание (выходе из
здания), сдаче верхней одежды в гардероб (получении и одевании верхней одежды).
1.8. Услышав звонок вызова, вахтер (сторож), охранник выходит к калитке
входа на территорию учреждения, встречает инвалида и сопровождает в здание. В
первоочередном порядке вахтером (сторожем), охранником уточняется, в какой помощи
нуждается инвалид, цель посещения учреждения, необходимо ли сопровождение по
зданию. Исходя из цели посещения, вахтер (сторож),охранник сопровождает инвалида до
кабинета заведующего либо до холла на первом этаже здания и сообщает администрации,
специалисту, воспитателю, младшему воспитателю, непосредственно предоставляющему
услуги инвалиду о его приходе.
3.3. Для обеспечения доступа инвалидов к услугам специалисту, воспитателю,
младшему воспитателю при приѐме инвалида в учреждении необходимо:
а) разъяснить в доступной для инвалида форме в соответствии с целью посещения
учреждения порядок посещения (нахождения, использования и совершения им других
необходимых действий);
б) рассказать инвалиду об особенностях здания учреждения:
3

- количестве этажей; наличии лифтов, поручней, других приспособлений и
устройств для инвалидов применительно к его функциональным ограничениям;
расположении санитарных комнат, возможных препятствиях на пути и т.д.;
- необходимых для оказания услуги кабинетов (групп) учреждения и местах их
расположения в здании, в каком кабинете и к кому обратиться по вопросам, которые
могут возникнуть в ходе предоставления услуги;
в) познакомить инвалида со всеми специалистами, воспитателями, младшими
воспитателями, задействованными в работе с ним, лично, представив по фамилии, имени
и отчеству специалиста, воспитателя, младшего воспитателя и инвалида друг другу.
Информировать, к кому он должен обратиться во всех случаях возникающих затруднений;
г) при оказании услуги в учреждении четко разъяснить график оказания услуги
(выдать расписание приема граждан, записать на лист время и место оказания услуги и
т.д.); указать место ее проведения (показать нужный кабинет), акцентировав внимание на
путь по учреждению от входа до кабинета, при необходимости сопроводить до места
оказания услуги;
д) обеспечить допуск в здание собаки-поводыря, сопровождающей инвалида по
зрению.
3.4. Особенности общения с инвалидами, имеющими нарушение зрения или
незрячими:

Оказывая свою помощь незрячему человеку, направляйте его, не стискивая
его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить
его за собой. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте
его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях:
ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Используйте фразы,
характеризующие цвет, расстояние, окружающую обстановку.

Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его
об этом. Говорите обычным голосом. Когда незрячий человек должен подписать
документ, прочитайте его обязательно полностью. Инвалидность не освобождает слепого
человека от ответственности, обусловленной законодательством.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а
направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку,
а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз
называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника обращаться в пустоту: если вы
перемещаетесь, предупредите его об этом.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
сопровождаются жестами, старайтесь быть точными в определениях.

Оказывая помощь незрячему, двигайтесь не торопясь, и при спуске или
подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков,
резких движений, предупреждайте о препятствиях.
3.5. Особенности общения с инвалидами, имеющими нарушения слуха:

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то
предметами. ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего
лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно,
существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете,
какой предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают
отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая
4

подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как
человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать,
особенно в ухо, не надо.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое
предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить,
понял ли вас собеседник.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер,
технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или
электронной почте, или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли
проще переписываться.

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных
помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень
тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через
переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к
переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше
всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком,
нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов
хорошо прочитываются.

Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно,
использовать простые фразы и избегать несущественных слов; использовать выражение
лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
3.6. Виды барьеров при оказании услуг инвалидам.
Основные категории
Значимые барьеры окружающей среды (для учета
маломобильных граждан
и устранения на объекте)
Инвалиды, передвигающиеся Высокие пороги, ступени. Отсутствие поручней,
на кресло-колясках
нарушение их высоты. Неровное, скользкое и мягкое
(с высоким ворсом, крупнонасыпное и прочее)
покрытие. Неправильно установленные пандусы,
отсутствие скатов. Узкие дверные проемы и
коридоры. Неадаптированные санитарные комнаты.
отсутствие места для разворота в помещениях.
Высокое расположение информации на стойках и
стендах.
Инвалиды с поражением Высокие пороги, ступени. Неровное и скользкое
нижних
конечностей покрытие. Неправильно установленные пандусы.
(использующие
трости, Отсутствие поручней. Отсутствие мест отдыха на
костыли, опоры)
пути движения.
Инвалиды с поражением Трудности в открывании дверей. Трудности в
верхних конечностей
пользовании выключателями, кранами и др.
Невозможность, сложность в написании текстов.
Иные ограничения действия руками.
Слепые и слабовидящие Преграды на пути движения (колонны, тумбы, стойки
инвалиды
и прочее). Ступени, особенно разной геометрии, без
цветового, тактильного обозначения. Отсутствие
контрастной и тактильной информации и указателей.
Отсутствие информационных табличек, выполненных
5

шрифтом Брайля. Отсутствие поручней, иных
направляющих. Неорганизованность доступа на
объект и места ожидания собаки-проводника.
Отсутствие дублирующей звуковой информации при
экстренных случаях.
Глухие и слабослышащие
Отсутствие
и
недостаточность
зрительной
информации. Отсутствие сурдо-, тифлосурдоперевода
и
переводчика.
Отсутствие
аудиоконтура,
индукционных петель. Электромагнитные помехи.
Иные информационные барьеры и отсутствие
дублирующей
световой
информации
при
чрезвычайных ситуациях.
Инвалиды с особенностями Отсутствие (недостаточность) понятной информации,
интеллектуального развития информации на простом языке. Отсутствие
ограждений опасных мест. Трудности ориентации
при
неоднозначности
информации.
Неорганизованность сопровождения на объекте.
3.7. После предоставления услуги ответственное лицо сопровождает инвалида до
выхода с территории учреждения и при необходимости оказывает помощь при посадке в
транспортное средство, расположенное в непосредственной близости от калитки.

Инструкцию разработал
заместитель заведующего по АХЧ ______________________ И.В.Радионова

6

Лист ознакомления с Инструкцией ИДС-01-2022
№
п/п

Ф.И.О.

Должность

7

Подпись

Дата

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».