Что это такое?
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы в кабинете психолога, а, следовательно, перестают быть пугающими.
Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В любом случае, опыт и наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие взрослых и детей, это делает их замечательным средством заботы о душе (а именно так переводится медицинский термин “психотерапия”).
Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др.
Не секрет, что язык бессознательного это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное пациенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.
Для песочной терапии используется два прямоугольных ящика с чистым речным сухим и мокрым песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Терапия носит индивидуальный характер, либо работает пара, изредка целая семья, возможна и групповая форма, но в этом случае занятие несет цель: обучение взаимодействию и конструктивному сотрудничеству. Один сеанс длится около 1 часа и включает как работу с песочницей, так и аналитический разбор и возможные выводы. Но, зачастую, в этом нет необходимости, так как целительные изменения продолжаются и после завершения сеанса, по мере осознания образа, возникшего в пространстве песочницы, и связывания его с проблемой в реальной жизни ребенка.
Объект применения.
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет ( в последнее время опробован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.
В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей
Поэтому метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей.
Каждый человек желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в работе с песком.
Поэтому метод подходит для детей агрессивных и способствует снятию агрессии. А также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей.
Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения.
Поэтому метод подходит для детей с проблемами общения и поведения.
Песочница состоит из природных материалов. Если верить парапсихологам, песок и дерево поглощают “негативную” психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
Поэтому метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. “Проживание” воздействия становится целостным и осмысленным, эффект – устойчивым. И, что самое главное, в нашем клиенте активизируется мощная созидающая сила. В процессе консультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и прочее.
Материалы песочной терапии
Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвет ясного неба, позитивный и настраивающий на созерцательный и творческий лад. И обязательно прямоугольной формы – она разработана в соответствии с теорией Юнга и должна выглядеть именно так. Песок – мелкий, белый или светло-желтый. Практикуется применение двух песочниц с сухим и сырым песком. Но самое главное – это фигурки. Несколько групп самых разных по цвету, форме и размеру игрушек позволяют ребенку выстроить то, что он пожелает. Причем выбор и построение игрушечных миров у одного и того же малыша в разное время может сильно отличаться – в зависимости от его настроения, самочувствия, взаимоотношений в семье и с окружающими, в том числе, и другими детьми. Обычно используются следующие группы миниатюрных игрушек:
- Люди. Всех возрастов, профессий, рас и национальностей и обязательно обоих полов.
- Животные – дикие, домашние, разных размеров, привычные малышу и не знакомые, симпатичные и страшные.
- Персонажи мультфильмов – также, от уродливых и неприятных, до смешных и хорошо знакомых малышу.
- “Страшилки” из сказок – ведьмы, чертики, колдуны и прочая “нечисть”.
- Всевозможные строения – от простых домиков до замков.
- Мебель.
- Транспорт.
- Растения.
- “Драгоценности” блестящие предметы или разноцветные стеклышки, сделанные в форме и огранке драгоценных камней, зеркала.
- Просто мелкие предметы – бусины, пуговки, камушки, пуговицы, перышки.
Рис. Игрушки классифицированы в зависимости от цели занятия.
Важно не только то, какие игрушки выбрал ребенок, и как их расположил относительно друг друга, но и то, в какой части песочницы он их расставил. Выделяются область прожитых (прошлых) процессов и переживаний, актуальное настоящее, а также будущее и связанные с ним фантазии и ассоциации.
Структура воздействия.
Целью первого занятия является знакомство психолога с клиентом. Поэтому, первое, что необходимо создать для ребенка это непринужденная обстановка и безусловное принятие любых его особенностей.
Ребенку необходимо предложить познакомиться с кабинетом психолога (освоить пространство). Кабинет должен стать знакомым, привычным, что бы в последствии его ни чего не отвлекало от основной цели. Можно включить фоновую музыку(классическую, релаксационную, звуки природы), она настроит его на созидание и творчество. После этого можно показать ребенку игрушки, которые он сможет использовать в игре с писком. Необходимо предложить рассмотреть их подробно. После этого обратить внимание на ящики с песком, потрогать сырой и сухой песок, спросить: “какой ему больше нравиться?” разрешить по манипулировать и с тем с другим песком, обратить внимание на то, что голубо дно ящика похоже на воду.
После того как ребенок освоился с материалами можно поставить перед ним задачу. Постановка задачи зависит от уровня развития ребенка, от его возраста. Можно предложить построить мир, город, страну, как будто н волшебник или просто поиграть, спросить в каком песке ребенок будет строить . Обычно дети выбирают один из ящиков. Но иногда ребенку необходимо играть в двух ящиках, перемешивая сухой и сырой песок. Необходимо предоставить ребенку максимальную свободу: он может играть и в двух ящиках, и в одном; он в праве в одном ящике использовать и сырой и сухой песок.
Первое время желательно не заострять внимание на ситуациях когда песок высыпается из ящика, лучше в конце занятия, предложить помочь убрать просыпавшийся песок. Во время первого занятия необходимо понаблюдать за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодиться для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия, как правило уже ясно:
- на какое время планировать занятие
- на какую область психики ребенка следует обратить особое внимание при постановке песочных задач
- какую позицию на занятиях будет занимать психолог (активную или пассивную), в зависимости от потребности ребенка
В последующие встречи, если найден подход к ребенку, на вторую- третью встречу, а иногда уже и на первом занятии на песочнице виден “конфликт”, который в данный момент беспокоит ребенка нарушая его эмоциональное благополучие. Если ребенок идет на диалог можно задавать вопросы: о причине конфликта, о способах его разрешения. Вопросы должны быть открытыми и не должны содержать в себе решение ситуации, ребенок должен сам придти к решению. Если в течении нескольких занятий решение не приходит, то можно подключиться к игре специалисту или одному из родителей.
Игра вдвоем поможет ребенку обогатить его опыт в разрешении конфликтов, облегчит взаимопонимания родителей и детей.
В конце занятия когда картина или сказка завершена целесообразно задать ему следующие опросы:
- Все ли тебе здесь нравиться?
- Хотел бы ты здесь еще что ни будь разрешить?
- Может ли здесь что ни будь случиться и возникнут перемены?
Последний вопрос является провокационным. Он покажет, если за внешней благополучной работой кроется тревога: страх перед случайными событиями. Если ребенок захочет изменить панораму, надо позволить ему это сделать.
Как бы не разворачивались события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них задавать только уточняющие вопросы, что бы лучше понять ребенка. Если в песочнице бушуют страсти, то как правило и поведение ребенка в социуме ярко выражено. В этот период ему особенно необходимы поддержка значимых взрослых, и безусловно позитивное отношение к его личности. Как правило, если накал страстей в песочнице затихает, наступает мирное течение событий, ребенок больше не хочет играть в песочнице. Его поведение так же меняется. Прекращать занятия следует только тогда, когда картины на песке становятся мирными и спокойными. Даже после провоцирующих конфликт предложений в сценарий игры.
Комментарии0
Новый комментарий