Как организовать развивающую среду в яслях с учетом ФГОС ДО и СанПиН. Методические рекомендации
31.10.2019
В каждой группе
детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей
и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит
его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда
в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей
на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам,
повышенная двигательная активность. Расскажем, что должно быть в группе
у малышей, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно.
Единые требования,
которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского
сада, – содержательная насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При этом
среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир
раннего детства – это не только игрушки, но и вся
окружающая ребенка обстановка.
Мебель
и оборудование в группе располагайте так, чтобы осталось достаточное
пространство для свободной двигательной активности и общения детей.
У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать,
бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки,
а также побыть одному в уголке уединения.
Цветовая отделка.
Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные
интересы и позитивные эмоции. Поэтому выбирайте цветовую отделку помещения
такую, чтобы она не была тусклой, но в то же время
не перевозбуждала детей. На стенах разместите картины
и репродукции, детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть
на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также
на небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, чтобы
малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для
формирования у детей раннего возраста образа себя.
Звуковой дизайн.
Оформите групповую комнату и спальню звуковым дизайном – записями
колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие,
приятные звуки успокоят детей, создадут уют, выполнят познавательную
и эстетическую функции. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии,
колыбельные, фрагменты классических произведений используйте во время
режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.
Зонирование. В группе
необходимо обеспечить детям возможность одновременно свободно заниматься
разными видами деятельности. Для этого зонируйте групповую комнату
и спальню. Чтобы отделить некоторые зоны друг от друга, используйте
перегородки с ячейками, нишами. Например, зону сюжетных игр можно отделить
от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались
и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо
освещена. Зонирование помещения поможет каждому ребенку выбрать для себя привлекательное
занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря
соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
Зоны располагайте так,
чтобы они способствовали плавному переходу детей от одной деятельности
к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может
соседствовать с зоной сюжетных игр. В процессе игры с сюжетными
игрушками ребенок сможет взять расположенные рядом кубики и построить
домик и дорожку для кукол.
Принцип зонирования
не означает, что предметная среда должна быть неизменной. Зоны следует
менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной
стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости,
а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять
ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей
и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие
материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны
и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие
куски ткани и пр. Например, с помощью больших модулей
из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты дом,
дворец, лабиринты, пещеры для игр. Эти же модули воспитатель легко
преобразует в большой общий стол для игры с группой детей.
Периодически меняйте
в группе отдельные элементы и привлекайте к ним внимание
малышей. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет
художественными техниками, попросите их расписать свободную часть стены
красками, сделать панно, изготовить оригами. Игры и игрушки также следует
периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые
предметы, которые будут стимулировать двигательную, познавательную активность
малышей, развивать их игровую деятельность. При этом игрушек в каждой
зоне не должно быть много.
Рисунок-схема. Что
должно быть в группе раннего возраста. Требования к игрушкам
и материалам
для разных видов детской деятельности
Большое значение для
развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности.
Это прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность.
Поэтому в группе должны быть условия для их полноценной реализации.
Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение. Все
материалы необходимо подбирать с учетом возраста детей. Остановимся
на характеристике игрушек и материалов, которые должны быть
в группе раннего возраста.
Игрушки для предметной
и познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательский
интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются
в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Именно
в «бесцельных», неосознанных действиях ребенка начинает формироваться
познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет
за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская
деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Смысловым
центром этой деятельности является интерес к игровому материалу
и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится
самостоятельным, начинает осознавать свои возможности.
Возможность многократно
наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие
исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование
непосредственно связано с предметными действиями – оно происходит
в потоке действий, которые совершает ребенок с предметами. Постепенно
экспериментирование становится целенаправленным – ребенок начинает
сознательно выявлять свойства предметов. Чем разнообразнее материал, который
есть в распоряжении у малыша, тем более многогранным будет
экспериментирование.
Материалы для исследовательских
действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности
(составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, подручный материал)
и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки,
наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом).
Игрушки для предметной
деятельности и экспериментирования различаются. Первые должны направлять
ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или
размера). Вторые – отображают различный характер движения предметов,
их звучания, взаимодействия между собой или с различными
веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для
предметной деятельности и экспериментирования – наглядность
и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести
действие и желание разобраться.
Познавательные действия
возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду
материала относятся наглядные пособия, которые отражают предметные, природные
или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек
и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для
развития речи, которое в раннем возрасте является одной
из центральных задач воспитания.
Материалы для развития
речи. В группе должны быть книжки с картинками (сборники потешек,
стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные
картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель
и др.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, хорошо
иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок и диафильмы,
которые более полезны для малышей, чем мультфильмы.
Материалы для игровой
деятельности. Сюжетная игра – ведущая деятельность дошкольника.
Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому
в ясельной группе обязательно должны быть игрушки и материалы для
настоящей игры. Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль
и мог ее удержать, существует специальный игровой материал –
ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно
разделить на три группы: маркеры пространства, атрибуты роли, предметы
ролевых действий.
Важнейший предмет для
сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка
(куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок). Такая игрушка
является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок
говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает
за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.
При подборе образных
игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая
игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно
он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного
персонажа. Чтобы образная игрушка стала предметом игры и реализовала свой
развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами –
гармоничное, целостное сочетание условности и реалистичности образа
и характера (к куклам это относится в первую очередь).
Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, который
направляет игровые действия ребенка и сюжет игры.
Еще одна важная
характеристика образных игрушек – техническая оснащенность. Игрушки,
которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие
звери и пр.) часто становятся предметами для манипулирования
и экспериментирования, но уводят ребенка от смысла игровой
деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие
встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия
с ней и закрывают возможность настоящей игры, а значит,
блокируют инициативность ребенка.
Открытость по образу
и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому
куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого или
подростка. Они помогут ребенку воспроизвести, а значит, осознать, события
своей жизни. В игре они могут быть детьми в семье, пассажирами,
пациентами, учениками, играть, путешествовать. Вместе с тем важно, чтобы
набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста,
пола, характера, в разной одежде.
Неоформленые
материалы. В группе должен быть неоформленный материал – природный,
бросовый, элементы старых конструкторов для использования
в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти
предметы также нужно обновлять, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Создание полноценной
развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями
ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено
дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка
может способствовать не только игровой и дидактический материал
фабричного производства, но и изготовленный педагогами
и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы
соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились
в свободном доступе.
Характеристика игрушек и материалов для разных видов деятельности детей до 3 лет.
Примерный
перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста
в
соответствии с образовательными областями
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2019
Дата обновления: 06.11.2019
Дата публикации: 31.10.2019