02.12.2022
Нейропсихологи утверждают, что от
развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и
успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария –
одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе. Современные
методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать
мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают
прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой
сложности. Работать по старинке уже неоправданно.
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них
выполняют свои особые функции. Левое - отвечает за речь, логику, анализ,
математические способности. Правое – за образное мышление, креативность,
восприятие информации на слух, планирование. Для слаженной работы мозга
необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи предопределяют:
качество восприятия и обработки информации; эмоциональную стабильность;
координацию и баланс. Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость
человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности. Если полушария
взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а
другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в
пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием,
адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом
учится чему-то новому.
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет.
Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые
придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается
интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое,
зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое
другое.
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно
при помощи небольшого теста: Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите
кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого.
Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже
было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше
3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено
различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями
мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая
полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического
строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана
отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна
быть развивающей с самого младенчества.
Развитие межполушарных связей построено
на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.
Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений,
упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Улучшают взаимодействие полушарий: пальчиковая гимнастика; логоритмика;
дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и
дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку.
От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и
легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку
осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить
межличностные отношения.
Полезные упражнения рекомендуется чередовать с играми.
Ребенок с удовольствием согласится поиграть и весело провести время. Развить
межполушарные связи в домашних условиях помогут следующие игры: Настольная игра
«Флэш». Игрокам раздаются карточки с различными изображениями. Нужно найти
совпадающие на 2 карточках рисунки и быстрее всех назвать.
«Веселый танец» Взрослый выполняет ряд простых движений
перед ребенком, а ему нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг
вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает –
ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.
«Накорми
птичку» Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного
объема (столовая, десертная, чайная, кофейная). Инструкция: Птичка хочет
кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при
необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать
самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить
игровую задачу до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа
игры.
«Что
ты видишь» Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе
называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в
транспорте, в магазине — в общем, где угодно. В процессе игры правое
полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие
названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы
можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в
специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим
собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).
«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист
бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно
обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры
или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете,
как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий
синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно
использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а
также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная
рабочая тетрадь.
«Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить
пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет
инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать
движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут
выполнять упражнение в парах.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости
стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
«Лезгинка» Ребенок складывает левую
руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами
к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к
мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в
течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены
положений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2022
Дата обновления: 02.12.2022
Дата публикации: 02.12.2022
Комментарии0
Новый комментарий