31.08.2022
Возрастные особенности детей дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст это период
интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились
в раннем детстве.
Возникают новообразования различной
степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными
особенностями. Это происходит благодаря
таким фактором, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам
познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные,
бытовые).
Наряду с новообразованием, в развитии
психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики:
личность и ее структурные элементы (характере, интересы), субъекты общении,
познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности.
Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в
наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных
функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций,
позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые
организуют, контролируют и оценивают поведение, и деятельность ребенка происходит
включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и
общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда.
Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность
психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные
сферы жизнедеятельности, контролируя процесс развития. Развитие психической
организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах
создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду
развития.
Возраст от 2 до 3 лет.
Продолжает развиваться предметная
деятельность (развиваются соотносящиеся и орудийные действия),
ситуативно-деловое - общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное
мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной
деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается
активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством
общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые
виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер,
в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в
виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
Дети могут осуществлять выбор из
2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трем годам дети воспринимают все звуки
родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится
наглядно – действенная.
Для детей этого возраста
характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств
и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, связанные с
идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех
лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У
него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др.
Кризис может сопровождаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3-4 лет.
Возраст трех лет – это тот
возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается, и появляются новые,
ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие,
когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность –
игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.
Главной особенностью игры является ее
условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их
отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры
младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит
переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста
дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,
способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса
– и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По
просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К
концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки
из любимых произведений. Процессы памяти остаются непроизвольными.
Преобладает узнавание. Объем памяти
существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.
Ребенок хорошо запоминает все, что
представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо
усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память:
хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.
Внимание ребенка в этом возрасте
неустойчивое. Его по – прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года
все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное
внимание в течение 8 минут.
Продолжается развиваться наглядно –
действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев
осуществляются на
основе целенаправленных проб с четом
желаемого результата.
Дошкольники способны установить
некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В 3-4 года ребенок
пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с
другом и вводить заключение об их взаимозависимостях.
Сравнивают и анализируют младшие
дошкольники в наглядно – действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает
проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать
предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.
В младшем дошкольном возрасте начинает
развиваться воображение.
Малыша легко уговорить действовать с
предметами, перевоплощая их, но становится более сложной и развернутой.
Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов.
Индивидуальные различия колеблются от
600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов,
прилагательных и других частей речи.
Интеллектуальная деятельность
усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом
этапе продолжает совершенствоваться координация движений. Для детей характерна
эмоциональная лабильность – быстрые переходы от одного эмоционального состояния
к другому: согласия – в капризы, радости – в обиду. У ребенка четко выявляются
индивидуальные черты характера.
Взаимоотношения детей: они скорее
играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом
возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты
между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в
группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребенка еще ситуативное. Начинает
развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст 3-4 года отличается быстрым
развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у
детей низкий, что часто ведет к травмам.
Возраст от 4 до 5 лет.
Наиболее ярко этот возраст характеризует
возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических
процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах
восприятия, памяти, мышления.
В игровой деятельности появляются
ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий
детей.
Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и
т.д.
Формируются навыки планирования
последовательности действий.
Восприятие. В этом возрасте ребенок
осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение
путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных
эталонов.
Дети способны упорядочить группы
предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры,
как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание. Увеличивается
устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При
выполнении, каких – либо действий он способен удерживать в памяти несложное
условие.
Начинает развиваться образное
мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать
лабиринтные задачи.
Решение задач может происходить в наглядно
- действенном, наглядно – образном и словесном планах. У детей 4-5
лет преобладает наглядно – образное мышление, а главная задача
педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление
человека – это способность к обобщению, поэтому необходимо учить детей
обобщать.
Воображение продолжает развиваться.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Память в этом возрасте начинают
развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного
запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать
некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются
самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его
запоминания.
Объем памяти постепенно возрастает, и
ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до
7-8 названий предметов.
Увеличивается устойчивость
внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная длительность в
течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении, каких –
либо действий несложное условие.
Речь становится предметом
активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается
словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.
Речь детей при взаимодействии друг с
другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне
ситуативной.
В общении ребенка и взрослого ведущим
становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет
собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками
характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнеры по играм. В
группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте
познавательная задача становится собственно познавательной, а не игровой. У
него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно
продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Мышление. В старшем дошкольном
возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только
решить задачу, но и в уме совершить преобразование объекта.
Кроме того, совершенствуется способность
к обобщению, что является основой словесно – логического мышления.
Воображение. Пятилетний возраст
характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка
проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Дети могут распределять роли до начала
игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного
рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветочные оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие продолжает
совершенствоваться. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по
величине – возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Продолжает совершенствоваться восприятие
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников,
овалов, треугольников.
Воображение будет активно
развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Внимание. Возрастает устойчивость
внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем 6-7
объектов к концу года.
Память. В возрасте 5-6 лет начинает
формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно –
зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти
составляет 5-6 слов.
Речь продолжает совершенствоваться.
Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы. Провожает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается связанная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
деталей.
Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием
игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,
отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются
умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь,
образ Я.
Возраст от 6-7 лет.
Ведущая потребность – общение. Ведущая
деятельность – сюжетно – ролевая игра. Ведущая функция – воображение.
Возрастные особенности:
проявление произвольности всех
психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не
сформирована;
переход к младшему школьному возрасту;
проявление кризиса 7 лет (капризы,
паясничанье, демонстративное поведение);
повышенная чувствительность;
полное доверие взрослому, принятие точки
зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику
достоверного
знания.
К концу дошкольного возраста ребенок
обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет
ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство
усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником
игры.
Более явными становятся различия между
рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным
и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у
детей формируются художественно – творческие способности в изобразительной
деятельности.
Они свободно владеют обобщенными
способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют
основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму
на основе сходства со знаковыми им объемными предметами.
У детей продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных
признаков.
У старшего дошкольника развито
творческое воображение. Этот период – сенситивный для развития фантазии.
Ведущим по – прежнему является наглядно
– образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться
словесно - логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать
словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь
взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении,
например величины и количества предметов – воспроизведение метрических
отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но
они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Старший дошкольник может устанавливать
причинно – следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
Продолжает развиваться внимание дошкольников,
оно становится произвольным. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут,
объем внимания составляет 7-8 предметов.
К концу дошкольного периода у ребенка
появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать
предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное
внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная
память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель:
запомнить и вспомнить.
Продолжает развиваться звуковая сторона
речи, грамматический строй , лексика, связанная речь. В результате правильно
организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и
некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением
мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного
общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции
школьника.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.08.2022
Дата обновления: 31.08.2022
Дата публикации: 31.08.2022
Комментарии0
Новый комментарий