20.07.2022
Факторы,
которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности
не допускать или устранять.
1.
Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще.
2.
Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).
3.
Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.
4.
Неподготовленность ребенка к режиму.
5.
Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.
6.
Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда
его покормят, оденут).
7.
Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.
8.
Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно
избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена.
Период адаптации может затягиваться.
9.
Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например,
ребенка записывают еще и в новые кружки.
10.
Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.
11.
Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При
расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя,
проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.
12.
Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).
13.
Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых
(проспали — не пошли).
14.
Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции
ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.
15.
Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.
16.
Какие-то негативные родительские установки о садике.
Как
понять, что адаптация закончилась благополучно
Адаптация
занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были
в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.
Следующие
признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.
ü Ребенок усвоил
правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться,
затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.
ü Ребенку
психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может
какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе
и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой
и идет к воспитателю, общается.
Как
понять, что ребенок не может адаптироваться
ü Ребенок
ни с кем не общается, не идет на контакт.
Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже
1-2 месяца.
ü Ребенок ничего
не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже
пописать. Терпит до последнего.
ü Ребенок плачет,
не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
ü Длительный,
стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания,
появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или
проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).
Если
случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет,
то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.
ü Беседа
с воспитателем и психологом.
ü Игра
в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
ü Наблюдение
(может, это реакция на стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв,
восстановить организм).
ü Также обратите
внимание на свои тревоги.
К чему нужно быть готовым
Даже если все складывается
более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным,
но не совсем приятным вещам.
Скорее
всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас,
во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом
деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию
к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально.
Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию.
Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности
в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать
одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел
друзей), напряжение при расставании с мамой.
Как помочь ему почувствовать себя
лучше?
ü Тактильный
контакт.
ü Уверять, что
вернетесь обязательно.
ü Оставлять «себя»
ребенку.
ü Сочувствовать.
ü Не жалеть
времени на эмоциональное общение вечером.
Короткий по времени откат
в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез,
промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то
навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление.
Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите.
Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
Страхи,
агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения
с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда
вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам
враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как
вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться
домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.
Это
все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок
адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится
немного терпения и спокойствия.
Пастухова Л.П.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.07.2022
Дата обновления: 20.07.2022
Дата публикации: 20.07.2022
Комментарии0
Новый комментарий