20.07.2022
Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей
действительности, к изменениям окружающей действительности,
к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей
жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена
под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. Дети, точно так же, как
и взрослые, тоже постоянно к чему-то приспосабливаются.
Отводя ребенка в детский сад,
мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые
обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.
Ребенок остается один на один
с новыми обстоятельствами. Время общения с родителями значительно
сократиться. Не будет родительского покровительства, поэтому возникнет потребность
в эмоциональном общении и чувстве безопасности.
Ребенку нужно будет учиться налаживать
отношения с чужими взрослыми, которые заменят в каком-то смысле отношения
с родителями.
Смена привычного образа жизни всегда
становится причиной психического напряжения, а то и стресса для
организма. Как для взрослого так для ребенка.
Для одних перемены станут причиной
небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других —
стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка
к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это
зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих
от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая
мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.
Как минимизировать стресс
Факторы, которые помогут вашему ребенку.
Твердая уверенность
семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это
хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение,
которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все
пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги
не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения,
не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо».
У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это
правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно
становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так
хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне
эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения,
сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для
ребенка.
Умение говорить это большой плюс для
ребенка: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете
рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны,
ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, при необходимости
просить его о помощи, так же сможет
наладить общение с детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что
происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его
расстраивает и что радует.
Нужно заранее начать подготовку к
посещению детского сада.
Проговаривайте ребенку что такое садик,
что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня
в садике, какие там правила. Можно читать детям сказки, рассказывать
истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример
знакомых детей, которые уже ходят в детский сад. Проходя мимо любого
детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там
обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле
о детском садике. И разговаривать об этом не раз
и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа.
Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как
в садике», «Купили тебе рубашку для садика»).
Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом.
Рассказывайте ребенку интересные
положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про
детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка,
которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня
был друг в детском садике, которого звали Ваня, и нам с ним было
всегда весело»).
Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком
и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания
о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если
кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь
в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»),
то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике
при ребенке.
Если ваш ребенок любит поспать долго,
то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте
утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго
спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных
посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час.
Формирование навыков самообслуживания. Учим
ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые
вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами,
кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться
полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом.
При расставании целуйтесь, обнимайтесь,
говорите ребенку, что придете за ним, передавайте его воспитателю и уходите.
Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете
воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами.
Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу.
И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
Важно при расставании с ребенком
оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку,
или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить
с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными
духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать
сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям
постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй
в кармашек).
Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание.
Материал подготовила педагог-психолог Пастухова Л.П.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.07.2022
Дата обновления: 20.07.2022
Дата публикации: 20.07.2022
Комментарии0
Новый комментарий