Рабочая программа педагога-психолога по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад № 32 на 2021-2022 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗРВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32
620000 г. Екатеринбург, ул. Михеева, М.Н. д.4
ОГРН 1136671023961 ИНН/КПП 6671431214/667101001

Принята:
На заседании Педагогического совета
МАДОУ детский сад № 32
Протокол № 4 от 25.03.2022

Утверждена:
Приказом № 36-АД от 25.03.2022
Заведующий МАДОУ детский сад № 32
__________________/Стародуб Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога -психолога
на 2021-2022 учебный год

Разработчик программы:
Пастухова Л.П., педагог-психолог

Екатеринбург, 2022

Содержание
I Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………..
1.1. Цель программы………………………………………………………………………………………………...
1.1.2. Задачи программы…………………………………………………………………………………………….
1.2. Принципы рабочей программы………………………………………………………………………………..
1.3.1. Возрастные особенности и новообразования в развитии детей дошкольного возраста…………………

3
4
4
5
8

1.4.Планируемые результаты психолого-педагогической работы……………………………………………….
II. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………
2.1. психологическое сопровождение образовательных областей. ……………………………………………...
2.1.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………...
2.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»……………………………………………………...
III Организационный раздел………………………………………………………………………………………..
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»……………………………………………………………………………………………………………..
3.2. Организация работы педагога-психолога……………………………………………………………………..
3.3. Психодиагностическая работа. Годовой план работы педагога-психолога………………………………...
3.4. Психологическое консультирование ………………………………………………………………………….
3.5. Психологическое просвещение и профилактика……………………………………………………………..
3.6. Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ………………………………………………………….
3.7. Коррекционная работа………………………………………………………………………………………….
3.8 Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ……………………………………………….
3.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………………………….
Перечень литературных источников……………………………………………………………………………….

9
11
11
11
14
16
17
17
17
18
19
20
21
21
23
24

2

I Целевой раздел
В

настоящее

время

1.1. Пояснительная записка
необходимым условием для

государственного

образовательного

психологическое

сопровождение

стандарта

реализации

дошкольного

образовательного

процесса.

Федерального

образования
Под

становится

психологическим

сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога,
направленная на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по
направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое
консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми, родителями
воспитанников и педагогами ДОУ. Программа построена на принципе личностноразвивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена
на профилактику отклонений в развитии ребенка, либо на помощь в решении имеющихся
проблем, коррекцию нарушений развития детей.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников
и спецификой ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
направлено на:
–

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и

деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей;
–

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной

социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах
деятельности;
–

создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему

условий социализации и индивидуализации детей.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов и программнометодических материалов:
Закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от
17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября

2013

г.

№544н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования), (воспитатель, учитель)».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 г.
№ 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом
3

дошкольного образования».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля
2014 г. № 01-52-22/05-382 «О соблюдении требований, установленных федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155». Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об
утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно - телекоммуникационной сети Интернет и обновление информации об
образовательной организации».
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медикопедагогической консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27.03.2000, № 27/9016.
Устав.
Основная образовательная программа МАДОУ детский сад №32.
1.1.1. Цель программы:
Полноценное развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, себе и окружающим.
1.1.2. Задачи программы:
Выявлять основные проблемы, причины их возникновения, пути и средства их
разрешения посредством психологического анализа социальной ситуации развития в ДОУ.
Сохранять физическое и психологическое здоровье детей.
Выявлять особенности развития эмоционально-волевой сферы детей и определять
эффективные способы взаимодействия с детьми через диагностическое обследование
эмоциональной сферы дошкольников.
Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
Оказывать помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития,
обучения и социализации.
Формировать

у

дошкольников

5-7

лет

навыки

сотрудничества

посредством

психологической профилактики нарушений эмоционально – личностного и социального
развития детей.
Создавать предпосылки для успешной адаптации детей к школе через мониторинг
развития и психологическое сопровождение детей подготовительной группы.
Разрабатывать

и

реализовывать

групповые

и

индивидуальные

коррекционно4

развивающие программы.
Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру)
педагогов для обеспечения психологического здоровья и перспектив дальнейшего развития
дошкольников.
Повышать

родительскую

компетенцию

в

вопросах

развития,

воспитания

и

межличностного взаимодействия с детьми.
.
1.2.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Рабочая программа педагога - психолога строится на следующих методологических
подходах и принципах:
Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) к развитию психики человека
рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения.
В рамках этого подхода развитие определяется как «процесс формирования человека или
личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств,
специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не
содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».
Основные принципы культурно-исторического подхода:


Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.



Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или

актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону
ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе
обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его
актуального развития.


Среда является источником развития ребенка.



Одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного

возраста в силу их различных возрастных особенностей.


Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, на какие психологические

особенности ребенка они накладываются.


Обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за

собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития».
Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.) к проблеме
развития психики ребенка. Все поведение ребенка определяется непосредственными и
широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте
социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период
деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого,
предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае
она будет оказывать на него развивающее воздействие.
5

Основные принципы личностного подхода:


Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.



Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному

и физическому.


Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.

Деятельностный подход (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) к
проблеме развития психики ребенка. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне
с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте
существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности,
развиваются

(перестраиваются)

психические

процессы

и

возникают

личностные

новообразования.
Основные принципы деятельностного подхода:


Деятельность является движущей силой развития ребенка.



Принцип амплификации развития (обогащение развития личности ребенка).
Основные принципы реализации рабочей программы педагога-психолога:

1. Рабочая программа представляет собой целостную систему, в которой все
компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Все ступени дошкольного образования,
начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе группы,
взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой
уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучение по
программам начальной школы.
2. Содержание

программы

соответствует

основным

положениям

возрастной

психологии и дошкольной педагогики - возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
3. В процессе реализации программы педагог-психолог создает условия для развития
личности каждого ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей;
формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных
видах деятельности. При этом решение поставленных задач осуществляется на необходимом и
достаточном материале.
4. Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также,
взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учетом
этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства.
Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС
ДО:
Поддержка разнообразия детства;
6

Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека;
Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития;
Создания

благоприятной

социальной

ситуации

развития

каждого

ребенка

в

соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его
включение в различные виды деятельности;
Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
На основе примерной рабочей программы педагог-психолог составляет годовой план
работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с
учетом

содержания

образовательной

программы,

запроса

родителей

и

специфика

образовательных потребностей детей в конкретной ДОО.
1.3. Краткая психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей
развития детей.
Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на
основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной
степени

выраженности,

характеризующиеся

новыми

свойствами

и

структурными

особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя
общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам
познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные
социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер,
интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты —
способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация
ребенка,

в

наибольшей

степени

выраженные

на

психофизиологическом

уровне,

в

познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических
функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться
к социальным условиям и требованиям жизни.

7

Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и
общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит
при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и
деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые,
родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития
дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности,
корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на
всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к
последующему — школьному — периоду развития.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшей группы (от 3 до 4 лет).
Ведущая потребность - в общении, в уважении; в признании самостоятельности
ребенка.Ведущая деятельность — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и
негативизм.
5. Развитие

происходит

через

общение.

С

взрослым

общение

становится

внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7-8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы (от 4 до 5 лет).
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении. Ведущая
деятельность сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.Особенности возраста:
1.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2.

Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3.

Повышенная познавательная активность.

4.

Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом

отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6.

Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7.

Появление осознанности собственных действий.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшей группы (от 5 до 6 лет)
8

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая
деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к
внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Психолого – педагогическая характеристика детей подготовительной к школе группы
(от 6 до 7 лет).
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована
учебнаядеятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к
взрослому как кединственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
1.4. Планируемые результаты психолого-педагогической работы:
1. Получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного
процесса.
2. Предупреждение дезадаптации (нарушение процесса приспособления к среде)
возможных

проблем

образовательного

в

процесса.

развитии
Создание

и

взаимодействии
благоприятного

участников

воспитательно-

психологического

климата

в

учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки.
3. Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция
отклонений психического развития.
4. Оптимизирование взаимодействий участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации
индивидуальной программы воспитания и развития.
9

5. Создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,
администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и
обеспечение информацией по психологическим проблемам.

10

II. Содержательный раздел
2.1. Психологическое сопровождение образовательных областей
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
В раннем возрасте основными развивающими задачами являются:
Стимулирование положительного самоощущения.
Насыщенность

жизни

ребенка

положительными

переживаниями.

Стабилизация

эмоционального фона. Развитое осознание своих потребностей.
Повышать чувство защищенности.
Стимулирование стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.
Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности. Поощрение
стремления к совместным со сверстниками играм.
Стимулирование привязанности к взрослому, стремление участвовать в совместной с
взрослым практической и игровой деятельности, проявление положительных эмоций в
общении с другими детьми.
В средней группе основными развивающими задачами являются:
Стимулирование положительного самоощущения.
Насыщенность

жизни

ребенка

положительными

переживаниями.

Стабилизация

эмоционального фона. Развивать у детей осознание своих потребностей и способов их
удовлетворения, уверенность в своих силах.
Продолжать повышать чувство защищенности.
Способствовать стремлению содействовать взрослому и сверстнику в преодолении
трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь,
проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их.
Развитая способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей;
стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи
взрослому,

давать

себе

оценку

«хороший»,

пытаясь

ее

мотивировать;

развивать

положительную самооценку.
Побуждать

к

самостоятельному

выполнению

основных

правил

поведения

и

элементарных моральных норм в бытовых ситуациях.
Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей
деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к
сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу;
стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в
конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий.
Учить узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции
персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на
11

картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; называть некоторые средства
эмоциональной выразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми,
понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков.
Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение. Формировать
внеситуативно-познавательную форму общения

с взрослым, ситуативно-деловую форму

общения со сверстниками.
В старшей группе основными развивающими задачами являются:
Стабилизация эмоционального фона.
Продолжать развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,
самочувствия.
Продолжать

повышать

чувство

защищенности,

формировать

приемы

преодоления

психоэмоционального напряжения.
Создавать

условия

для

осознания

ребенком

собственных

переживаний,

снижения

отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных средств
самовыражения.
Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать,
понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.
Развивать

понимание

важности

нравственного

поведения,

осознание

последствий

деятельности,

стремление

нарушения/соблюдения норм и правил.
Стимулировать

самостоятельное

преодоление

трудностей

в

выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в
соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и
правил поведения.

Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и
сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми; вступать в диалогическое общение;
вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях,
переживаниях,

задавать

вопросы,

побуждать

партнера

к

совместной

деятельности;

дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в
разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно. Проявлять
доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации,
используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных
случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости
от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и
несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета.
Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать
внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

В подготовительной группе основными развивающими задачами являются:
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,
12

самочувствия.
Повышать

чувство

защищенности,

формировать

приемы

преодоления

психоэмоционального напряжения.
Развивать чувство собственного достоинства.
Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности.
Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств
самовыражения.
Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть
аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности,
обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на
эмоциональные состояния других людей, сопереживать.
Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и
чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей,
результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества
результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и
выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их возникновения и
приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных
персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать эмоциональные
особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; понимать
важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать
образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие
вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в
соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе
соответствия с образцом, замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно
как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля,
использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания,
условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.
Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный
уровень притязаний.

13

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
В раннем возрасте основными развивающими задачами являются:
Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии
в сходных ситуациях, применять предметы- орудия в игровых и бытовых ситуациях, пользоваться
различными приемами для решения проблемно-практических задач, выделять сенсорные признаки,
использовать разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством
объектов, выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей;
стремление содействовать добрым, выражать к ним положительное отношение, переживать победу
положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая свои
эмоции.

В средней группе основными развивающими задачами являются:
Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать
вопросы познавательного характера, направленные на установление причинно-следственных
связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании, самостоятельно
инициировать экспериментирование.
Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только к непосредственно
воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал.
Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения
проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и
мотивировать ее, опираясь напричинно-следственные связи описанных событий.
Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать
стремление содействовать им, радоваться победе добра
над злом.
В старшей группе основными развивающими задачами являются:
Развивать
происходящего,

разнообразные
установить

познавательные

интересы;

причинно-следственные

стремление

связи;

понять

способность

суть

замечать

несоответствия, противоречия в окружающей действительности, самостоятельно их разрешать,
использовать и изготавливать карты-модели, классифицировать объекты по нескольким
критериям:

функции,

свойствам,

качествам,

происхождению;

объяснять

некоторые

зависимости, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека; выделять
существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.
Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте;
способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики
их поступков; самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать
эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку
персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять
14

мотивы поступков персонажей; использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания
из текстов в повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым
произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.
В подготовительной группе основными развивающими задачами являются:
Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при
восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Стимулировать вопросы причинно-следственного характера. Формировать
планировать разные

виды

умения

познавательной деятельности; развернуто отражать в

речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и
ответы с системойимеющихся знаний, представлений и суждений.
Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе
самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность к мысленному
экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез;

способность

применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых
задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, творчески их
преобразовывать; замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей
действительности; самостоятельно использовать систему обследовательских действий для
выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач.
Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия
поступков героев произведений; развернуто выражать

в речи сопереживание героям

произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из
логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия
персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать
сопричастность к этому состоянию,

находить

аналогии

в

реальной

жизни.

Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел,
осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения,
авторские приемы создания образов; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения,
образные выражения из произведений художественной литературы.

15

III. Организационный раздел
3.1. Программно- методического обеспечение образовательной
области «социально – коммуникативное развитие»
Оснащение кабинета

Стол, ноутбук, стул, два детских стола, детские стульчики, стеллаж
(2 шт.), шкаф, пробковая доска.

Дидакический
и Игры: «Сложи узор», «Лабиринт». Мячи массажные, юла
наглядный материал
деревянная, тако-конструктор, матрешка, кукла, шнуровка «Кот»,
музыкальные инструменты.
Перечень пособий,
Технологий

1. «Как собрать и оформить профессиональное портфолио педагога-

психолога»
«Портфолио педагога-психолога дошкольного образования»
3.«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя»
4.«Рабочая программа педагога-психолога ДОО»
5. «Настольная книга педагога – психолога дошкольного
образовательного учреждения».
6. «Хрестоматия. Дошкольная педагогика и психология»
7. «Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет».
8. А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации к дошкольному учреждению».
9. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей
6-7 лет по социально-коммуникативному развитию».
10. «Справочник педагога психолога № 1-6».
11. «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыкв общения у
детей 3-7 лет».
12. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками».
13. «Адаптация детей при поступлении в детский сад».
14. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Ребёнок активный или
гиперактивный».
15. Н.В. Макарычева «Проблемы раннего детства. Диагностика,
педогическая поддержка, профилактика».
16. «Диагностика индивидуально-психологических особенностей
детей 2-3 лет».
17. А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика
ребенка 5-7 лет».
18. А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика
дошкольникаю 5-7 лет».
19 «Диагностика детей в дошкольных учреждениях».
2.

16

3.2. Организация работы педагога-психолога
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности
педагога- психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика,
психологическая

и

психолого-педагогическая

диагностика,

развивающая

и

психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание
деятельности педагога– психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных
видах деятельности и дополнительных.
3.3 Психодиагностическая работа Годовой план работы педагога-психолога
по направлению психологическая диагностика
Наименование работы.
Диагностические методики,
тесты.

Форма работы. Ответств
Условия
енный
проведения

Предполагаемый
Сроки
результат
проведен
ия
Выявление уровня
1. Диагностика готовности Индивидуальная и Педагог- Октябрь
групповая.
психолог (первичная) готовности
к
к обучению в школе.
2.1 Экспресс диагностика
Кабинет
обучению
в
Апрель
2.2 Н.Н. Павлова Л.Г. Руденко психолога.
школе.
(итоговая)
2. Изучение статуса ребенка
в
группе
сверстников.
Самооценка.
«Лесенка» В.Г. Щур

3. Диагностика уровня
познавательного
развития детей 3-5 лет.
Методика
Е.А.
Стребелевой:
«Поиграй»,
«Коробка
форм», «Разбери и сложи
матрешку», «Группировка
игрушек»,
«Разрезные
картинки», «Найди пару»,
«Построй из кубиков»,
«Сюжетные картинки».
4.
Изучение
психологического
климата
в
группе.
Общение.
Проективная методика «Два
домика» Т.Д. Марцинковская

По
запросу
воспитателей
и
родителей.
Индивидуально.
Кабинет
психолога.
По
запросу
воспитателей
и
родителей.
Индивидуально.
Кабинет
психолога.

Педагог- Сентябрь
психолог (первичная)
Апрель
(итоговая)

По
запросу
воспитателей
и
родителей.
Индивидуально.
Кабинет
психолога.

Педагог- Сентябрь
психолог, октябрь
воспитате
ли

Педагог- Сентябрь –
психолог (первичная)
Апрель - май
(итоговая)

–

Определение
статусного
положения
ребенка
в
коллективе
сверстников.
Выявление уровня
развития
восприятия:
цвета,
формы,
размеров,
целостности
восприятия,
пространственной
ориентировки,
зрительного
соотношения
величин
предметов.
Выявление
отношений между
членами группы,
факторов,
влияющих
на
психологический
климат, причины
17

5. Адаптация к условиям
детского сада.
Диагностические и
адаптационные
карты,
анкетирование родителей,
воспитателей,
наблюдение за детьми в
режимных моментах.

По
запросу
воспитателей
и
родителей.
Индивидуально.
Кабинет
психолога.
Наблюдение
за
детьми в группах.

Педагог- Октябрь
психолог,
воспитате
ли

возникновения
данного
психологического
климата.
Развитие
адаптационных
возможностей.
Сокращение
адаптационных
сроков.

3.4 Психологическое консультирование
Цель: оптимизировать взаимодействие участников воспитательно-образовательного
процесса и оказывать им психологическую помощь при выстраивании и реализации
индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система
коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической
помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а
также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и
выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным
методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения –индивидуальная
консультация. Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях
детского сада. Она заключается в

опосредованном

характере

консультирования,

т.е.

направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц,
запрашивающих психологическую помощь.
Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном
инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать
содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Задачи:
ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей
психического развития ребенка;
своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями
психического развития, направление их к специалистам;
составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей
воспитания и общения для родителей и педагогов;
составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
коррекционная работа в специальных группах с родителями, педагогами.

18

Годовой план работы педагога-психолога по направлению
«Психологическое консультирование»
Наименование
работы
1. Консультирование
воспитателей
по
итогам проведенных
обследований.
2. Консультирование
родителей
по
психологическим
вопросам, проблемам
и особенностям детей.

3. Консультирование
педагогов
по
вопросам обучения,
воспитания
и
развития детей.
4. Консультирование
педагогов
по
вопросам
профессионального и
личностного роста.

Форма работы. Ответственн Сроки
Условия
ый
проведе
проведения
ния
ПедагогВ течение
Индивидуально
года
(1 раз в неделю). психолог
По запросам
воспитателей.
Групповая
ПедагогВ
(родительские
психолог
течение
собрания).
года
Индивидуально
(2 р в неделю).
Информация в
уголках для
родителей.
Групповые –
ПедагогВ
течение
выступления на психолог,
года
педсоветах.
воспитатель
Индивидуально
– по запросам.
ПедагогИндивидуально
В
– по запросам.
течение
психолог
Групповые –
года
выступления на
педсоветах.

Предполагаемый
результат
Рекомендации
по
взаимодействию с детьми
Ознакомление
проведенными
исследованиями.
Рекомендации.

с

Повышение
уровня
психологической
компетенции педагогов.
Повышение
уровня
психологической
компетенции педагогов.

3.5 Психологическое просвещение и профилактика
Цель:

создать условия для повышения психологической компетентности педагогов,

администрации ДОУ и родителей.
Задачи:
 повышение уровня психологических знаний;
 включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на квалификации и
особенности педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
Наименование работы

Форма работы.
Условия
проведения

Ответствен
ный

Сроки
Предполагаемыйрезул
проведен ия ь тат

1. Беседа для родителей
детей, поступающих в
детский сад:
«Период адаптации. Как
помочь ребенку».

Общее
родительское
собрание.

Педагогпсихолог,
воспитатели
групп

В
Формирование запроса
соответствии на психологические
с планом
услуги.
ДОО.

19

2. Беседа для родителей
детей, поступающих в
школу:
«В школу - с радостью».

Общее
родительское
собрание

ПедагогI половина
психолог,
мая
воспитатели
групп

3. Выступление на
По запросу
Педагогпедагогических советах и администрации и психолог
родительских собраниях. родителей

В течение
года

Сообщение общих
рекомендаций по
работе с детьми
данного возраста.
Индивидуально
ознакомление с
результатами итоговой
диагностики
готовности к школе.
Расширение знаний в
области
педагогической
психологии.
Рекомендации по
работе и общению с
детьми.

3.6 Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ
Наименование работы

1. Наблюдение за процессом
адаптации в детском саду
вновь прибывших детей.
Профилактические
мероприятия (по плану).
2.Осуществление
профилактических
мероприятий
по
предупреждению школьной
дезадаптации.
3.Наблюдение
за
поведением, особенностями
личности воспитанников в
процессе
различных
режимных моментов.

Форма работы. Ответствен
Условия
ный
проведения

Сроки
Предполагаемй
проведен результат
ия

Наблюдение за Педагогдетьми, беседы психолог
с родителями,
воспитателями.

В течение
года

Выявление детей с
признаками
дезадаптации.

Индивидуально ПедагогКабинет
психолог
психолога.

Октябрь,
апрель
(итог)

Выявление детей с
низким
уровнем
готовности
к
школьному
обучению.
Выявление причин
возникновения
трудностей
в
процессе обучения,
воспитания, а также
отклонений
в
поведенческой
сфере.

По запросу.

ПедагогВ течение
психолог,
года
воспитатель

20

3.7 Коррекционная работа
Наименование работы

Форма
Ответственны
Сроки
работы.
й
проведения
Условия
проведен
И
я
Групповая ПедагогСентябрь(ст. и подгот. психолог
апрель
гр)
(1
занятие в
Групп.
и
неделю)
индивид.
Групп.
и
индивид.
На основании
заключения
ТПМПК

Занятия с группой
детей с недостаточным
уровнем
развития
психических
процессов (внимание,
память,
мышление,
восприятие)
по
программе
«Цветиксемицветик» Н.Ю.
Куражевой
(все
возрастные группы).
2. Адаптация к ДОУ.
Групповая
Адаптационные занятия
в группе для вновь
поступивших детей
1.

Педагогпсихолог

Сентябрьноябрь

Предполагаем
ый результат

Повышение
уровня
развития
познавательных
процессов (внимания,
памяти,
мышления,
мелкой моторики).

Повышение
уровня
адаптационных
возможностей детей,
поступивших
в
детский сад.

3.8 Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
С руководителем ДОУ:
1. Участие

в

обсуждении

актуальных

направлений

работы

образовательного

учреждения, совместно с администрацией планирование своей деятельности с целью
достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточнение

запросов

на

психологическое

сопровождение

воспитательно-

образовательного процесса, на формы и методы работы.
3. Осуществление поддержки в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в
коллективе.
4. Предоставление отчетной документации.
5. Проведение индивидуального психологического консультирования (по запросу).
6.
участников

Обеспечение

психологической

безопасности всех

воспитательно-образовательного процесса.

7. Оказание экстренной психологической помощи в нештатных и чрезвычайных
ситуациях.
С заместителем заведующего:
1. Участие в разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.
21

2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов (содержание психологопедагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении
образовательных областей).
3. Анализ психологического компонента в организации воспитательной работы в
учреждении и предложения по повышению эффективного психологического сопровождения
воспитательно-образовательного процесса.
4. Участие в разработках методических и информационных материалов по психологопедагогическим вопросам.
5. Участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
6. Внесение предложения по совершенствованию образовательного процесса в
дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
7. Представление документации установленного образца (план работы, анализ работы
за год).
8. Участие в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателями:
1.

Оказание

консультативной

и

практической

помощи

воспитателям

по

соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
2.

Организация

и

проведение

консультаций

(индивидуальных,

групповых,

тематических,проблемных) по вопросам развития детей. Практическое применение психологии
для решения педагогических задач, с целью повышения социально-психологической
компетентностивоспитателей.
3.

Оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного

маршрута дошкольника.
4.

Проведение консультирования воспитателей по предупреждению и коррекции

отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
5.

Оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью

предупреждения у них эмоционального выгорания.
С музыкальным руководителем
1.Обеспечение психологически безопасной среды во время проведения массовых
праздничныхмероприятий.
С инструктором по физической культуре
1.

Способствовать

взаимодействию

детей

разных

возрастов

(например:

при

организации соревнований между возрастными группами - старшей и подготовительной).
2.

Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения

психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная
терапия).
22

3.9 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовнонравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением
Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется
работе с родителями.
На

современном

этапе

детский

сад

постепенно

превращается

в

открытую

образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения
становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со

стороны

педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и
взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Основные задачи работы ДОУ с семьями воспитанников:
•

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

•

объединить усилия для развития и воспитания детей;

•

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной

поддержки;
•

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

•

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Функции работы ДОУ с семьей:

1.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного

процесса, организуемого в ДОУ.
2.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

4.

Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

23

Перечень литературных источников
1.

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для

психологов и педагогов,- 2-е изд.,испр.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2.

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.

СПб., 2007
3.

Калинина Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011

4.

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста,

М.,Воронеж, 2001
5.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998

6.

Основы специальной психологии; Учебн. Пособие для студентов сред. Пед. Уч.

Заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В.
Кузнецовой.-М.; Издательский центр «Академия», 2002
7.

Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ

8.

Н.Ю.

Куражева,

«Цветик-семицветик».

Программа

интеллектуального,

эмоциональногои волевого развития детей.
9.

Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко, Экспресс-диагностика в детском саду

10.

https://infourok.ru/polozhenie_o_sostavlenii_rabochih_programm_pedagogami-

psihologami_do-482338.htm
11.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/10/rabochaya-programma-pedagoga-

psihologa-dou
12.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/04/11/programma-tsvetik-

semitsvetik-programma-intellektualnogo
13.

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/08/29/rabochaya-programma-

pedagoga-psihologa


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».