ДОП социально-педагогической направленности для детей «Логоритмика» для детей 5- 7лет

Содержание
Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 . Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.4. Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды деятельности учителя – логопеда
2.2. Комплексно – тематическое планирование
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда

Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е.
Вороновой и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной
работы логопеда для развития речи дошкольников. Логоритмические занятия
направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи,
овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем
мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют
положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине
дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного
коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой,
задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,
памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки
для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских
музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же
следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
–
упражнения под музыку на развитие общей моторики,
соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечнодвигательного и координационного тренинга;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития
плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– логопедические игры, способствующие развитию речи, внимания.
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Выработка
четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Основные задачи программы:
– развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового,
динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого голоса;
– развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений,
пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы,
ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
– развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для
формирования артикуляционной базы звуков.
– формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков
в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом, буквенным обозначением;
– расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой
речи;
– формирование, развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
осознания ритмического своеобразия слова;
– стимулирование творческой активности: воспитание выразительности и
плавности движений, умения перевоплощаться.

– воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на
другой;
–
содействие
нравственному,
эстетическому
воспитанию
детей (формирование навыков позитивного межличностного общения через
развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других
детей)
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложен принцип комплексной работы психических
процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс
развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе
речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и
осуществляется улучшение речи.
1.4.
Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации программы.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека,
обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим
языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения
ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития
просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной
выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на
состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике
объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха,
так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в
общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания,
посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует
развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического,
нравственного воспитания, для полноценного формирования личности
ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от
свободного пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями
глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в
недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов
возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово

неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в
употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,
используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки:
неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных
падежах, неправильное образование формы родительного падежа
множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш),
изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят
часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом
и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата
достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки
родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только
заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются
умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны
говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются
пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает
замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в
моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением
просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе
высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит
громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи
с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все
шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут
быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование:
р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и
шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при
произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка»
вместо сушка), но почти не встречается ошибок, при произнесении слов, в
которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные
такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они
недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например, при
выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети
называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети
твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц,
щ и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за
нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при
условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне
справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных
впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры
позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром.
С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом
познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои
эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками,
движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть
понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии
музыкального
произведения,
вызывают
эмоциональный
подъем,
активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционноразвивающего
процесса
средствами
логопедической
ритмики
свидетельствуют, следующие показатели:
сформированность знаний, расширение словарного запаса по
лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие
рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания
знакомых сказок, песен;
сформированность умений ритмично выполнять движения в
соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер,
образ;
сформированность произносительных навыков, подвижности
артикуляционного аппарата;
способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и
в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в
слоговых рядах, словах, чистоговорках;
способность выполнить оздоровительные упражнения для горла,
для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела,
на преодоление двигательного автоматизма;
способность ориентироваться в пространстве, двигаться в
заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги,
выполнять различные виды ходьбы и бега;
способность координировать движения в мелких мышечных
группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
улучшение развития речи, в том числе и диалогической;
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды деятельности учителя - логопеда
– подбор методической литературы, пособий и репертуара;
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;
– использование на логоритмических занятиях логопедических распевок,
чистоговорок, речевых игр, упражнений, игр со словом, пальчиковых игр.
Общеразвивающая деятельность
учителя-логопеда
1) Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
2) Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами
логопедического массажа.
3) Формирование артикуляторной базы для улучшения произносимых
звуков.
4) Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
5) Обучение умению связно выражать свои мысли.
6) Развитие лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, общеразвивающая работа учителя – логопеда успешно
способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию
и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмальноречевого дыхания, содействует улучшению речевой деятельности каждого
ребенка.
2.2. Комплексно – тематическое планирование
Месяц

Дни недели ЛексикоНазвание
Цель
грамматическая логоритмического
тема
занятия

Ноябрь

1-неделя
«Осенняя
красота
природы»

2-неделя

«Осеннее
настроение»

«Осенняя
«Спор овощей»
ярмарка» (сад-

преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,

огород: овощи,
фрукты, ягоды)

3-неделя
«Лес» (деревья, «В
гостях
кустарники,
лесовичка»
грибы, ягоды

у

4-неделя
«Транспорт»
(ПДД.
Профессии на «Паровозик
транспорте)
Ромашкова»

из

Декабрь 1-неделя
«Все
профессии
равны,
все
« Кем быть?»
профессии
важны»

2-неделя
«Посуда. Наша
пища.
« Федорино горе»

3-неделя

«Домашние
«У бабушки
животные и их деревне»
детеныши»

в

двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,

Январь

1-неделя

2-неделя

3-неделя

фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
Зима. Зимние «Снеговик принес
нарушения
путем
забавы
письмо»
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
«Зимующие и
двигательного,
перелетные
«Приключение
фонематического
птицы»
вороны»
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
«Дикие
двигательного,
животные и их «
В
мире фонематического
детеныши
животных»
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.

Февраль
2-неделя

3-неделя

преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
«Человек
и
« В доме моем»
фонематического
семья»
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
«Комнатные
« Путешествие с речевого, моторного,
растения»
кактусиком»
двигательного,

4-неделя

Март

1-неделя

2-неделя

3-неделя

4-неделя

фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
«Игрушки»
двигательного,
(русская
фонематического
народная
нарушения
путем
игрушка)
« Игрушки»
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
«Наш уютный
фонематического
дом»
« Новоселье»
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
«Моя родина.
«Мой
край фонематического
Наш город»
родной»
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
«День
«День защитника фонематического
защитника
Отечества»
нарушения
путем
Отечества»
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
«Животные
преодоление
холодных
и
речевого, моторного,
жарких стран»
двигательного,
фонематического

Апрель

1-неделя
«О
мамах
родных
и «Как
зайчонок
самых важных» маму искал?»

2-неделя
«Весеннее
пробуждение»

О чем плачет
сосулька?»

3-неделя
«Неделя
«Путешествие
детской книги»
сказку»

в

4-неделя
«На
птичьем
« Петушок и его
дворе».
семья»

Май

1-неделя

«Животный
«Путешествие
мир морей и
подводное
океанов»
царство»

в

нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем

2-неделя
«Космическое
путешествие»

« Полет в космос»

«Насекомые
планеты»

«Муха-Цокотуха»

3-неделя

4-неделя
«Растения луга,
« Путешествие в
сада»
страну цветов»

5-неделя
«День победы»

« На парад идут
солдаты»

развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.
преодоление
речевого, моторного,
двигательного,
фонематического
нарушения
путем
развития,
двигательной сферы
в
сочетании
со
словом и музыкой.

ΙII. Организационный раздел.
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
·
·
·
·

Технические средства для подготовки и проведения занятий.
видео - аудио, CD- проигрыватели
сюжетные картинки, речевой материал
шумовые игрушки
массажные и резиновые разноцветные мячики


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».