Инновационная деятельность ДОО

04.02.2019



ФЕДАРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Технология создания психоэмоционального

комфорта детей раннего и дошкольного возраста средствами художественной литературы»

 

Дошкольный период является тем возрастом, когда активно развиваются эмоции, усложняются чувства и переживания ребенка. По своей природе ребенок — существо эмоциональное, так как в своих поступках он руководствуется не столько усвоенными понятиями и правилами, сколько чувственными впечатлениями и переживаниями, проявлениями комфорта.

Обеспечение эмоционального комфорта и благополучия ребенка – одна из задач, поставленных перед педагогами федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО – далее) в работе с детьми, где составляющими эмоционального благополучия дошкольников являются хорошее самочувствие (здоровье), спокойная обстановка в группе дошкольной организации, успех ребенка во взаимодействии с педагогами образовательной организации (воспитателями, специалистами), успех во взаимодействии с детьми группы, общий позитивный уклад жизни в дошкольной организации.

Целью инновационной деятельности является разработка и апробация технологии создания психоэмоционального комфорта средствами художественной литературы.

Программа основывается на таких принципах, как принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья); принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику. 

Эти принципы составляют концептуальные основы технологии.

Инновационность данного проекта заключается в введении в круг детского чтения произведений детской классики, чтение которых будет отличаться своей направленностью эмоциональное состояние детей и отзывчивость как качество личности: измененные - для их нормализации; нормальные - для их уравновешивания. Поскольку дети ярко реагируют на фрагменты текстов художественных произведений из книги (персонажи, с которыми ребёнок  себя ассоциирует, вызывают сильные эмоции: радость, смех, счастье, гордость, воодушевление, если герой положительный; и  наоборот, отрицательные герои, вызывают возмущение, раздражение, гнев, желание наказать героя) коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Секрет хорошего произведения заключается в том, чтобы увидеть ошибки персонажей и проработать их в себе самом. Все вышеизложенное определяет целевые ориентиры технологии.

Психолого-педагогические подходы через чтение характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные изменения в целом. Это успокоение, удовольствие, радость, уверенность в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Из произведений художественной литературы для детей подбираются книги, пронизанные чувствами гуманизма, мягкости, доброты, интеллигентности. Художественное произведение дает ребёнку возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в спокойной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции, созданию психоэмоционального комфорта. Эти положения учтены при разработке процессуального компонента технологии.

Содержательный компонент технологии базируется на произведениях художественной литературы для детей российских и зарубежных авторов. В процессе восприятия сюжета становятся возможны: помощь в проявлении индивидуального самосознания, осознание своего поведения или его мотиваций, обеспечение объективной самооценки, осознание собственных интересов, снижение эмоционального и интеллектуального «давления», ситуация, когда ребёнку необходимо показать, что он не первый, кто столкнулся с такой проблемой; что есть более чем одно решение данной проблемы, создание условий для более свободного обсуждения проблемы, обучение стратегии планирования собственных действий для решении проблемы.

Разработка технологии может быть также полезна для детей с особенностями развития, имеющих хронические заболевания и физические недостатки: отвлечь ребенка от испытываемого им дискомфорта и будет способствовать активизации его развития и успешной интеграции в социальную среду. Таким детям особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги. Об этом неоднократно говорил Чуковский, вспоминая, например, как благотворно влияло на детей, лечившихся в противотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена. Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» Чуковский написал специально для своего заболевшего сына. «Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», — вспоминал писатель.

Книги, отобранные для чтения детям в данном случае, отвечают следующим критериям:

-содержат иллюстрации либо фотографии, выполненные в цвете;

-имеют интересный сюжет, предполагающий логическое развитие событий, правдоподобные образы;

-содержат полезную информацию, доступную детскому пониманию;

-юмористичны, и юмор очевиден для ребенка;

-содержат элементы неожиданности для стимулирования постоянного интереса;

-имеют привлекательные повторяющиеся рефрены, способствующие привыканию к тексту и радующие детей.

Иллюстрированные книги дают ребенку возможность понять, что его желания, чувства, действия — это часть процесса его роста. Иллюстрации могут вызывать и негативные, и позитивные реакции. Чем больше иллюстраций, тем больше интерес к книге. Чем крупнее иллюстрации, тем активнее интерес. Иллюстрация с центральным объектом, «притягивающим глаз», более привлекательна, чем без такового и со множеством деталей. Значение иллюстрации в том, что она «заинтересовывает».

Наблюдая за жизнедеятельностью дошкольников, можно отметить, что дети испытывают положительный эмоциональный всплеск при чтении детской художественной литературы, особенно тех жанров, которые вызывают у детей яркие положительные эмоции (юмористические). Такие добрые и яркие произведения, как, например, произведения В.Драгунского, Э.Успенского, А.Носова вызывают детский смех, так как юмор и шутки основаны на детском жизненном опыте, учете их возрастных особенностей и возможностей. 

Фольклор и сказки. В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Данный жанр используется в работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, сверстниками  и т.д.

Научно-фантастическая литература. Эта литература отличается от любой другой выходом за пределы обычного, характерного, обыденного. Доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, фантастическая литература позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение ребёнка.

Приключенческая литература. Детективы и приключенческая литература занимает особое место в детской библиотеке благодаря целому ряду своих особенностей, таких как популярность, легкость, доходчивость; обобщение многих обыденных жизненных явлений.

Планируемые результаты реализации проекта:

-создание общего психоэмоционального комфорта дошкольников;

-позитивное отношения к себе, к своему «Я»; развитие способности к объективной самооценке, укрепление адаптационных качеств, развитие самостоятельности, чувства уверенности в себе, системы ценностей;

-позитивное отношение к другим (развитие способности к сопереживанию, критического и доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных конфликтов);

-повышение работоспособности и активности ребенка, снижение его тревожности;

-воспитание оптимизма;

-формирование навыка адаптации в коллективе (умеет устанавливать контакты, знает, как и способен организовать общение);

-овладение навыками выбора и принятия решения, мобилизации и самоорганизации в экстремальных ситуациях (в соответствии с возрастом), оптимистической оценки реальности.

Эти ориентиры нашли отражение в оценочно-критериальном компоненте технологии.

Таким образом, целью инновационной деятельности является разработка и апробация технологии создания психоэмоционального комфорта средствами художественной литературы.

Задачи:

1.      Разработать и апробировать алгоритм реализации технологии создания психоэмоционального комфорта детей раннего и дошкольного средствами художественной литературы.

2.      Разработать и апробировать диагностический инструментарий по проблеме исследования.

3.      Повысить компетентность педагогов в области использования произведений художественной литературы как средства влияния на психоэмоциональное состояние детей раннего и дошкольного возраста.

 

Срок реализации программы инновационной деятельности: 2018-2020 г.г.

 

Рекомендованный список литературы для чтения.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.