Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Логоритмика на 2021-2022 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4
Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33
E-mail: madou32ekb@mail.ru
Сайт: http://32.tvoysadik.ru

Принято
На заседании педагогического совета
МАДОУ детский сад № 32
Протокол № 1 от «31 »августа 2021 г.

Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 32
Л.М. Стародуб
Приказ №100-АД от 31.08.2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 5 до 7 лет
«ЛОГОРИТМИКА»
Срок реализации 1 год

Автор-разработчик:
Балык Оксана Владимировна,
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебный (тематический) план. Содержание учебного(тематического плана)
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогическихусловий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
2.3. Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности для детей от 5 до 7 лет
«Логоритмика» (далее - Программа) разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021);
 Концепцией развития дополнительного образования детей
(Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая
редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 «Требованиями к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодёжи» от 27.01.2020 г. № 34-д);
 Уставом МАДОУ детский сад № 32;
 Положением о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАДОУ детский сад № 32
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют
положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой,
задачами логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная,
1.1.

основная и заключительная части.
Отличительные особенности. В отличие от других программ по
логопедической ритмике, в которых прохождение одной лексической темы
длится от 2 до 4 недель, в данной программе темы занятий совпадают с
темами недели по программе детского сада (Основная образовательная
программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 32 , в основу
которой входит основная общеобразовательная программа дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения
до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.),
что обеспечивает преемственность между работой кружка и работой
воспитателя, объединённой одной лексической темой. Работа по развитию
чувства ритма продолжается в процессе овладения
детьми
различных видов деятельности: не только на музыкальных и физкульт
урных
занятиях, но
и
на
занятиях
по
рисованию,
конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных,
хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся 5-7
лет с речевыми расстройствами. На данную программу принимаются все
учащиеся, на основании письменного заявления родителей (законного
представителя) несовершеннолетних учащихся.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми
образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов,
приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) и по решению психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может
быть сокращён.
Режим занятий. Занятия проводятся в группе 2 раз в неделю по 30
минут.
Объем программы: 72 часа
Срок освоения: 1 год.
Уровневость. «Стартовый уровень».
Формы обучения. Индивидуально-групповая, очная.
Виды занятий. беседа, практическое занятие, комбинированное
занятие
Формы подведения результатов. В качестве итоговых форм
используются: итоговое мероприятие.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие общей, мелкой и артикуляционной
моторики. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи
с речью.

Задачи:
Обучающие:
– формирование и закрепление навыка правильного употребления
звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и
его музыкальным образом, буквенным обозначением
–формирование,
развитие
слухо-зрительно-двигательной
координации; осознания ритмического своеобразия слова.
– содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей
(формирование навыков позитивного межличностного общения через
развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением
других детей).
Развивающие:
– развитие слухового восприятия; музыкального, звукового,
тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма,
речевого голоса;
– развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений,
пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы,
ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
– развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для
формирования артикуляционной базы звуков.
Воспитательные:
– воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности
на другой.

№
п/п

1.3.Учебный (тематический) план
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
8

Теория
1

Практика
7

1

Осень

2

Я вырасту здоровым

8

1

7

3

Зима

8

1

7

4

День
защитника
отечества
Мой край родной
Международный
женский день
День победы
Итого

8

1

7

8
8

1
1

7
7

8
72

1
7

7
65

5
6
7

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Анализ работы

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Осень (8 часов).
Теория:
преодоление
речевого,
моторного,
двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Осенняя красота природы», «Осенняя ярмарка»,
«Лес», «Транспорт».
Тема 2. «Я вырасту здоровым (8 часов).
Теория:
преодоление
речевого,
моторного,
двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Все профессии равны, все профессии важны»,
«Посуда. Наша пища», «Домашние животные и их детеныши».
Тема 3. «Зима» (8 часов).
Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Зима. Зимние забавы», «Зимующие и перелетные
птицы», «Дикие животные и их детеныши».
Тема 4. «День защитника отечества» (8 часов).
Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Человек и семья», «Комнатные растения»,
«Игрушки» «День защитника отечества»
Тема 5. «Мой край родной» (8 часов).
Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Наш уютный дом», «Моя родина. Наш
город»,«Животные холодных и жарких стран», «Человек и семья»
Тема 6. Международный женский день (8 часов)
Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного,
фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «О мамах родных и самых важных», «Весеннее
пробуждение», «Неделя детской книги», «На птичьем дворе».
Тема 7. День Победы (8 часов)
Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного,

фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в
сочетании со словом и музыкой.
Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Животный мир морей и океанов», «Космическое
путешествие», «Насекомые планеты», «Растения луга, сада», «ДеньПобеды».
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
-сформированность знаний, расширение словарного запаса по
лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы
на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых
сказок, песен;
-сформированность умений ритмично выполнять движения в
соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер,
образ;
-сформированность
произносительных
навыков,
подвижности
артикуляционного аппарата.
Метапредметные:
-способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых
рядах, словах, чистоговорках;
-способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на
преодоление двигательного автоматизма;
-способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные
виды ходьбы и бега;
-способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
Личностные:
-улучшение развития речи, в том числе и диалогической;
-воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих
материалов и оборудования:
1. видео - аудио, CD- проигрыватели
2. сюжетные картинки, речевой материал
3. шумовые игрушки
4. массажные и резиновые разноцветные мячик (8 шт.)
- информационное обеспечение
1.Логоримические занятия в системе работы логопеда ДОУ
www.labirint.ru/books/275706/
- кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование или высшее
образование,
соответствующее
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и
преподавателям: среднее профессиональное образование – программы
подготовки специалистов среднего звена или высшее образование –
бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило,
соответствует направленности дополнительной общеобразовательной
программы;
дополнительное
профессиональное
образование
–
профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой
соответствует направленности дополнительной общеобразовательной
программы;
При
отсутствии
педагогического
образования
–
дополнительное
профессиональное
педагогическое
образование;
дополнительная профессиональная программа может быть освоена после
трудоустройства.
Рекомендуется
обучение
по
дополнительным
профессиональным программам по профилю педагогической деятельности
не реже чем один раз в три года.
- методические материалы
Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е.
Вороновой и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.В основу программы
заложен принцип комплексной работы психических процессов, развития
органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у
дошкольников логоритмических движений построен на комплексе
речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых
и осуществляется улучшение речи.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования
состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма
1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
· силу движений,
· точность движений,
· темп движений,
· координацию движений,
· переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3
– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

· Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.

3.Список литературы
1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.
М., 2010.
2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009.
3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб,
2012.
4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.
5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 4-5лет. - М., 2005.
6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М., 2004.
7. Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия
для дошкольников. – Минск, 2009.
8. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы
приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост.
С.И.Токарева. – Волгоград, 2012.
9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
10.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:
занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград,
2013.
11.Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие
мелкой моторики. – М., 2013.
12.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – М., 2014.
13.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей. – М., 2014.

Приложение №1
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Группа
№
п/п

Дата обследования:
Ф.И. ребенка

Слуховое
внимание
н

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

к

Восприятие и
воспроизведение
ритма
н
к

Ориентирование
в пространстве
н

к

Состояние
общей
моторики
н
к

Состояние
мелкой
моторики
н
к

Уровень
н

к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».