МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4 Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33 E-mail: madou32ekb@mail.ru Сайт: http://32.tvoysadik.ru Принято На заседании педагогического совета МАДОУ детский сад № 32 Протокол № 1 от «31 »августа 2021 г. Утверждаю Заведующий МАДОУ детский сад № 32 Л.М. Стародуб Приказ №100-АД от 31.08.2021 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 5 до 7 лет «ЛОГОРИТМИКА» Срок реализации 1 год Автор-разработчик: Балык Оксана Владимировна, Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2021 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Учебный (тематический) план. Содержание учебного(тематического плана) 1.4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно - педагогическихусловий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы контроля и оценочные материалы 2.3. Список литературы Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования Направленность программы: социально – гуманитарная. Пояснительная записка Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей от 5 до 7 лет «Логоритмика» (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021); Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242; Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 27.01.2020 г. № 34-д); Уставом МАДОУ детский сад № 32; Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ детский сад № 32 Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная, 1.1. основная и заключительная части. Отличительные особенности. В отличие от других программ по логопедической ритмике, в которых прохождение одной лексической темы длится от 2 до 4 недель, в данной программе темы занятий совпадают с темами недели по программе детского сада (Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 32 , в основу которой входит основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.), что обеспечивает преемственность между работой кружка и работой воспитателя, объединённой одной лексической темой. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности: не только на музыкальных и физкульт урных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций. Адресат программы. Программа разработана для обучающихся 5-7 лет с речевыми расстройствами. На данную программу принимаются все учащиеся, на основании письменного заявления родителей (законного представителя) несовершеннолетних учащихся. Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может быть сокращён. Режим занятий. Занятия проводятся в группе 2 раз в неделю по 30 минут. Объем программы: 72 часа Срок освоения: 1 год. Уровневость. «Стартовый уровень». Формы обучения. Индивидуально-групповая, очная. Виды занятий. беседа, практическое занятие, комбинированное занятие Формы подведения результатов. В качестве итоговых форм используются: итоговое мероприятие. 1.2. Цель и задачи программы: Цель программы: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Задачи: Обучающие: – формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением –формирование, развитие слухо-зрительно-двигательной координации; осознания ритмического своеобразия слова. – содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей). Развивающие: – развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого голоса; – развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений; – развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков. Воспитательные: – воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой. № п/п 1.3.Учебный (тематический) план Количество часов Название раздела, темы Всего 8 Теория 1 Практика 7 1 Осень 2 Я вырасту здоровым 8 1 7 3 Зима 8 1 7 4 День защитника отечества Мой край родной Международный женский день День победы Итого 8 1 7 8 8 1 1 7 7 8 72 1 7 7 65 5 6 7 Формы аттестации/ контроля Наблюдение педагога Наблюдение педагога Наблюдение педагога Наблюдение педагога Наблюдение педагога Анализ работы Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Осень (8 часов). Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Осенняя красота природы», «Осенняя ярмарка», «Лес», «Транспорт». Тема 2. «Я вырасту здоровым (8 часов). Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Все профессии равны, все профессии важны», «Посуда. Наша пища», «Домашние животные и их детеныши». Тема 3. «Зима» (8 часов). Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Зима. Зимние забавы», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие животные и их детеныши». Тема 4. «День защитника отечества» (8 часов). Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Человек и семья», «Комнатные растения», «Игрушки» «День защитника отечества» Тема 5. «Мой край родной» (8 часов). Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Наш уютный дом», «Моя родина. Наш город»,«Животные холодных и жарких стран», «Человек и семья» Тема 6. Международный женский день (8 часов) Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «О мамах родных и самых важных», «Весеннее пробуждение», «Неделя детской книги», «На птичьем дворе». Тема 7. День Победы (8 часов) Теория: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Практика: проведение занятий на практике по лексикограмматическим темам «Животный мир морей и океанов», «Космическое путешествие», «Насекомые планеты», «Растения луга, сада», «ДеньПобеды». 1.4. Планируемые результаты Предметные: -сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; -сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; -сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Метапредметные: -способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; -способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; -способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; -способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; Личностные: -улучшение развития речи, в том числе и диалогической; -воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: - материально- техническое обеспечение Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: 1. видео - аудио, CD- проигрыватели 2. сюжетные картинки, речевой материал 3. шумовые игрушки 4. массажные и резиновые разноцветные мячик (8 шт.) - информационное обеспечение 1.Логоримические занятия в системе работы логопеда ДОУ www.labirint.ru/books/275706/ - кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. - методические материалы Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на возраст детей 5-7 лет.В основу программы заложен принцип комплексной работы психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется улучшение речи. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Критерии: Слуховое внимание 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма 1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: · силу движений, · точность движений, · темп движений, · координацию движений, · переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. · «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. · Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. · Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу. 3.Список литературы 1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М., 2010. 2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб, 2009. 3. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD.- СПб, 2012. 4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб, 2010. 5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 4-5лет. - М., 2005. 6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2004. 7. Кныш В.А. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск, 2009. 8. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. – Волгоград, 2012. 9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001. 10.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н.Арсеневская. - Волгоград, 2013. 11.Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М., 2013. 12.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014. 13.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014. Приложение №1 Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) Группа № п/п Дата обследования: Ф.И. ребенка Слуховое внимание н 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 к Восприятие и воспроизведение ритма н к Ориентирование в пространстве н к Состояние общей моторики н к Состояние мелкой моторики н к Уровень н к