Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной напрвленности Футбол на 2021-2022 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 32
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4
Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33
E-mail: madou32ekb@mail.ru
Сайт: http://32.tvoysadik.ru

Принято
На заседании педагогического совета
МАДОУ детский сад № 32
Протокол № 1 от «31 »августа 2021 г.

Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 32
_____________Л.М. Стародуб
Приказ №100-АД от 31.08.2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ «ФУТБОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Срок реализации 2 года

Автор-разработчик:
Булатов Роман Фанисович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Учебный (тематический) план. Содержание учебного (тематического плана)
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
2.3. Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
Направленность программы: физкультурно-спортивная
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности для детей от 5 до 7 лет «Футбольное
путешествие» (далее - Программа) разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу
ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 27.01.2020 г. № 34-д);
 Уставом МАДОУ детский сад № 32;
 Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их
утверждения в МАДОУ детский сад № 32
Актуальность программы заключается в том, что назрела острая
необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников,
эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса
к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение
этой проблемы мы видим в игре в футбол.
Отличительные особенности. Футбол – самый массовый, самый зрелищный,
самый игровой из всех игровых видов спорта. В футбол играют с детства и до зрелого

возраста. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что футбол интересен
всем. В футбол играют в командах мастеров, где футбол — это профессия человека.
Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать,
что футбол станет более скоростно - силовым. В нем увеличится число игровых
эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях жесткого
сопротивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет
эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и одновременно –
эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Все это
приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и специальной
физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как
быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени, быстрота
передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти
качества и способности нужно с детского и юношеского возраста.
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся 5-7 лет,
посещающих группы общеразвивающей направленности. Для обучающихся данного
возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Возраст
первого года обучения: 5-6 лет, второго года обучения - 6-7 лет. Занятия строятся с
учетом индивидуальных особенностей учащихся дошкольного возраста, их интересов
и перспективы развития. Программа предусматривает индивидуальные занятия с
наиболее одарёнными детьми для подготовки к участию в городских соревнованиях.
Режим занятий. Занятия проводятся в старшей группе 25 минут, в
подготовительной группе по 30 минут 2 раза в неделю.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения: 2 года
Уровневость. «Стартовый уровень».
Формы обучения. Индивидуально-групповая, групповая, очная.
Виды занятий. Учитывая особенности и содержание работы, педагог может
проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.
Итоговое мероприятие.
Формы подведения результатов. В качестве итоговых форм
используются: итоговое мероприятие.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: содействие оздоровлению и физическому развитию
ребенка старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.
Задачи:
Обучающие:
-формировать здоровый образ жизни;
-изучить основы техники и тактики игры;

- способствовать приобретение необходимых теоретических знаний.
Развивающие:
- способствовать овладению основными приемами техники и тактики игры;
- развивать устойчивый интерес к данному виду спорта;
- развивать креативные способности (мышление, умение предугадать тактику
противника);
-содействовать правильному физическому развитию;
- развивать физические способности (силу, выносливость, гибкость, координацию
движений);
- развивать специальные технические и тактические навыки игры;
- подготовить студентов к соревнованиям по футболу.
Воспитательные:
способствовать
воспитанию
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- способствовать привитию студентам организаторских навыков;
- способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены, этикет).
1.3. Учебный (тематический) план
№
Название раздела,
Количество часов
Формы
аттестации/
п/п
темы
контроля
Всего
Теория Практика
Первый год обучения
1
Вводное занятие
2
2
0
Наблюдение
педагога
2
2
2
0
Общие основы
Наблюдение
футбола
педагога
Наблюдение
3
Техника
6
0
6
педагога
передвижения
игрока
4
Удары по мячу
13
1
12
Наблюдение
педагога
5
Остановка мяча
9
1
8
Наблюдение
педагога
6
Передача мяча
12
0
12
Наблюдение
педагога
7
Введение мяча
12
0
12
Наблюдение
педагога
8
16
0
16
Тактика игры в
Наблюдение
футбол
педагога
9
Итого
72
6
66
Анализ

деятельности
1

Вводное занятие

2

4

Общие основы
футбола
Техника
передвижения
игрока
Удары по мячу

5

Второй год обучения
2
2

0

2

2

0

6

0

6

13

1

12

Остановка мяча

9

1

8

6

Передача мяча

12

0

12

7

Введение мяча

12

0

12

8

Тактика игры в
футбол
Итого

16

0

16

72

6

66

3

9

Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Наблюдение
педагога
Анализ
деятельности

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
Тема 1. «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: не предусмотрена.
Тема 2. «Общие основы футбола» (2 часа).
Теория: краткая характеристика футбола как средства физического воспитания.
История возникновения футбола и развитие его в России. Личная гигиена: уход за
кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Использование
естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания
организма. Обтирание, обливание как гигиенические и закаливающие процедуры.
Правила игры в футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности. Площадка
для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и
соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей,
щиты стационарные и переносные для ударов.
Практика: не предусмотрена.

Тема 3. «Техника передвижения игрока» (6 часов).
Теория: движения с мячом и без мяча, которые в соответствии справилами
необходимы для проведения игры.
Практика: техника без мяча: бег и различные формы смены направлениябега
игрока, техника прыжков, финты без мяча и защитные позиции.
Тема 4. «Удары по мячу» (13 часов).
Теория: беседа о видах ударов.
Практика: удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам.
удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после зигзагообразного
бега, обводка стоек и удар по мячу внутренней стороной стопы или серединой
подъема.
Тема 5. «Остановка мяча» (9 часов).
Теория: беседа о мяче.
Практика: остановка катящегося мяча подошвой, остановка мяча,
катящегося под разным углом.
Тема 6. «Передача мяча (12 часов).
Теория: беседа о видах передачи мяча.
Практика: передача мяча партнеру. Ведение мяча между ориентирами.
Игр.упр. «Футбол вдвоем», «Ловкие ребята». П/и «Шишки, желуди, орехи». Игра
в футбол
Тема 7. «Ведение мяча» (12 часов).
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по
воротам. Ведение мяча правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. упр. «Три мяча» поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, П/и.: Меткий
стрелок» попадание мячом в обруч. Игра в футбол.
Тема 8. «Тактика игры в футбол» (16 часов).
Теория: беседа.
Практика: Передача мяча двумя руками от груди в парах. Прыжки на одной
ноге с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической
скамейке с перешагиванием через набивные мячи. Игр.упр. «Горячая картошка».
П/игра «У кого меньше мячей». Игра в футбол. Ведение и передача. Бросание мяча
друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы
веселые ребята - с мячом». Игра в футбол.

Второй год обучения
Тема 1. «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: не предусмотрена.
Тема 2. «Общие основы футбола» (2 часа).
Теория: краткая характеристика футбола как средства физического воспитания.
История возникновения футбола и развитие его в России. Личная гигиена: уход за
кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Использование
естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания
организма. Обтирание, обливание как гигиенические и закаливающие процедуры.
Правила игры в футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для
занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для
подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Практика: не предусмотрена.
Тема 3. «Техника передвижения игрока» (6 часов).
Теория: движения с мячом и без мяча, которые в соответствии справилами
необходимы для проведения игры.
Практика: техника без мяча: бег и различные формы смены направлениябега
игрока, техника прыжков, финты без мяча и защитные позиции.
Тема 4. «Удары по мячу» (13 часов).
Теория: беседа о видах ударов.
Практика: удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам.
удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после зигзагообразного
бега, обводка стоек и удар по мячу внутренней стороной стопы или серединой
подъема.
Тема 5. «Остановка мяча» (9 часов).
Практика: остановка катящегося мяча подошвой, остановка мяча,
катящегося под разным углом.
Тема 6. «Передача мяча (12 часов).
Практика: Передача мяча. Подскоки с продвижением вперед, мяч за
головой. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные
мячи. Игр. упр. «Колобок». П/игра «У кого меньше мячей». Игра в футбол. Ведение
и передача. Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры
«Не урони мяч», «Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол.
Тема 7. «Ведение мяча» (12 часов).
Практика: ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по
воротам. Ведение мяча правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. упр. «Три мяча» поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, П/и.: Меткий
стрелок» попадание мячом в обруч. Игра в футбол.
Тема 8. «Тактика игры в футбол» (16 часов).
Практика: Передача мяча двумя руками от груди в парах. Прыжки на одной
ноге с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке
с перешагиванием через набивные мячи. Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У
кого меньше мячей». Игра в футбол. Ведение и передача. Бросание мяча друг другу

и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята с мячом». Игра в футбол. Ведение мяча с обманными движениями. Передача мяча в
парах. Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед
собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Отбивка оленей». М/п игра
«Жучок
на
спине»
–
формирование
правильной
осанки

1.3. Планируемые результаты
Первый год обучения
Предметные:
-формирование знаний о футболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Метапредметные:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Личностные:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Второй год обучения
Предметные:
-формирование знаний о футболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Метапредметные:
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
Личностные:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать
помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение
Занятия проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке.
Оборудование:
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, футбольные) – 25 шт.;
- фишки – 25шт.;
- конусы-ориентиры;
- обручи – 25шт.;
-наглядные пособия: энциклопедии, альбомы с разными видами
спортивных игр с мячом;
- набивные мячи - 25шт.;
- ворота для футбола - 2шт.;
- гимнастические скамейки – 4 шт.;
- дуги, скакалки, веревки средней длины, стойки.
-информационное обеспечение
68edu.ru/wp-content/uploads/2014/04/Fytbol.pdf
- кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими
среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее
направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов
среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности дополнительной
общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование –
профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной программы; При отсутствии
педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое
образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена
после
трудоустройства.
Рекомендуется
обучение
по
дополнительным
профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже
чем один раз в три года.
- методические материалы
Педагог применяет следующие методы в работе:
1. Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при
сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение
ведения мяча с одного и того же места определенным способом).
2. Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения
при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между
повторениями.
3. Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с
мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных).

4. Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития

физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого
используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами),
направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их
динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на
занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного
двигательного действия).
5. Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением
игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может
использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические
способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной
активности.
6. Соревновательный метод - это специально организованные состязания с
использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для
индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании
физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования
интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у
занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций
организма.
7. Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений
(например, с футбольными мячами) на специально подготовленных местах
(«станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего
воздействия на различные мышечные группы и физические способности
занимающихся.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Методика диагностики
Виды движений:

Средний уровень

Средний уровень

(1-й год обучения) (2-й год обучения)
Ведение мяча 10 м «змейкой» Ведение,

Ведение,

между

перемещаясь бегом,

конусами перемещаясь

расставленными

на шагом,

незначительные

Элементы игры в футбол

расстоянии 1,5 м. не теряя незначительные

ошибки в технике

мяча с последующим ударом в ошибки в технике ведения,

1раз

цель

мяч.

(Ведение

мяча ведения,

осуществляется

раз потерял

1

потерял

мяч. Точный

удар

по

последовательными толчками, Точный удар после подвижному мячу
внешней

или

внутренней остановки мяча.

стороной стопы, поочередно
то правой, то левой ногой);
Игра 1х1, 3х3.

Активное участие Активное участие в
в

игре,

применением
ведения

с

применением
и ведения

мяча

и

ударами мяча по ударами

мяча

по

воротам.

мяча

с игре,

воротам.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия,
соревнования, спортивные развлечения, спортивные праздники совместно
с родителями.

Диагностическая карта по определению уровня усвоения программы по
обучению игре с мячом

1
2
3
4
5
Итого:

В
С
Н

н.г.

н.г.

к.г.

итого

Игра 1х1,3х3.

Ф.И.О

Ведение мяча
«змейкой» с
последующи
м ударом в
цель

Элементы игры в футбол

к.г.

н.г.

к.г.

2.3. Список литературы
1.Андреев С.Н. «Играй в мини-футбол».- М.:Советский спорт, 1999
2.Лебедев Л.Г. «Все о футболе.Справочник»-М.: Советский спорт, 2003
3. Спортивные игры.Под ред.А.Комарова и В.Хомутского.М.:Физкультура и

спорт,2010
4. Футбол:Правила игры.-М.:Физкультура и спорт,2003
5. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. «Футбол». – 3-е изд.испр.доп.-М: Физкультура

и спорт, 2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».