Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетных игр

03.02.2020

Чем младше дети, тем больше в их игре должны приниматься участие взрослые. В работе логопеда и воспитателей   необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при этом следует уделять так называемым речевым играм: знать их как  можно  больше, уметь  использовать  для  развития  коммуникативных  способностей  детей, расширения  их  активного  словаря, для практического  усвоения  функций  словоизменения  и  словообразования, для  формирования  связного  высказывания  и  т.д.

      К речевым играм следует отнести:

·         подвижные игры с речевым сопровождением,

·         русские народные игры,

·         дидактические игры,

·         настольно-печатные,

·         игры-драматизации,

·         игры-потешки  с  пальчиками  и  др.

        В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с ребенком, в результате  чего  даже у  неговорящего  ребёнка  возникает  потребность  в  речевом  общении. Ему хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то.      Игровой опыт ребёнка слишком мал, чтобы он мог  сразу  же  выполнять  действия  в  правильной  последовательности.

      Если игра проводится  впервые, то  необходимо  «проиграть»  весь  речевой  сюжет  на  глазах  у  ребенка. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать  замечания  ребенку, так как  в  этом  случае  теряется  целостность  восприятия  сюжета.

         Необходимым условием  успешного  развития  речи  детей  в  сюжетно-ролевой  игре  является  подбор  разнообразных  игрушек: кукол, одежды для них, наборов  посуды, мебели, овощей  и  фруктов, машин  различного назначения  и  т.д.

          Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией  которой  является  согласование  совместных  действий.

Работа по формированию игровой деятельности должна строится в три этапа.

I этап – подготовительный:

           основные задачи данного этапа это - ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий, накопление и уточнение словаря, мотивация к игровой деятельности.

           Первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, ребенок должен располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях. Этот этап связан с обогащением ребенка знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

Используются следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире: экскурсии, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала (фотографий, картин, репродукций).

II этап – основной:

направлен на формирование связной речи и развитие игровой деятельности.Хочу такой сайт

           В первую очередь необходимо научить ребенка владеть структурами вопроса/ответа и уметь переносить их в другие ситуации. Работа начинается с условно-речевых упражнений.

Например, упражнение «Подтвердите, если это так»: «Кошка - это домашнее животное?» - «Да, кошка - домашнее животное».

          Описание для детей с речевыми нарушениями малодоступно. Обычно они ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. В основном дети с общим недоразвитием речи способны лишь отвечать на вопросы. Поэтому необходимо развивать умение задавать вопросы.

           Во время вопросно-ответной речи у ребенка в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ. Следует использовать упражнения, связанные с закрытой картиной или спрятанным предметом.

Упражнения со спрятанным предметом. Часто используется прием «Волшебный мешочек». Один ребёнок выбирает предмет и должен догадаться что это. Остальные дети должны задавать вопросы, которые помогут всем ребятам определить, какая вещь спрятана «Это огурец? Это помидор? Это репка?».

         Игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются сюжетно-ролевые игры. Обучение сюжетно-ролевым играм начинается с установления эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Необходимо выработать у детей с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевую активность в процессе игры. Для достижения этой цели используются игры «Скорая помощь», «Семья», «Детский сад», «Веселая поездка», «В магазине».

Сюжетно-ролевой игре предшествует лексическая работа, беседа на заданную тему: следует описание места действия, персонажей, их профессиональных действий.

                   Ребенку нужно помочь раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью, уметь передавать сущность своего персонажа. Поэтому необходимо проводить работу по овладению средствами образной выразительности, такими как интонация, позы, жесты, мимика и пантомимика.

III этап – заключительный:

задачей этого этапа является совершенствование усвоенных навыков.

          На этом этапе обучения при решении проблемной коммуникативной задачи используются сюжетно-ролевые игры, неподготовленные диалоги со взрослыми и сверстниками. Следует использовать такие виды сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствуют дальнейшему развитию связной речи («Айболит», «Автобус», «Строители»).

         На заключительном этапе следует проводить работу по формированию грамматического строя речи, устранению дефектов звукопроизношения, продолжать работу по уточнению, расширению и обогащению лексического запаса дошкольников с ОНР, активизация словаря.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.02.2020

Дата обновления: 03.02.2020

Дата публикации: 03.02.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».