03.02.2020
Чем младше дети, тем больше в их игре
должны приниматься участие взрослые. В работе логопеда и воспитателей
необходимо расширять применение всех общепризнанных игр. Особое внимание при
этом следует уделять так называемым речевым играм: знать их как можно
больше, уметь использовать для
развития коммуникативных способностей детей, расширения
их активного словаря, для практического усвоения
функций словоизменения и словообразования, для
формирования связного высказывания и т.д.
К речевым играм следует отнести:
·
подвижные
игры с речевым сопровождением,
·
русские
народные игры,
·
дидактические
игры,
·
настольно-печатные,
·
игры-драматизации,
·
игры-потешки
с пальчиками и др.
В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с
ребенком, в результате чего даже у неговорящего ребёнка
возникает потребность в речевом общении. Ему
хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то.
Игровой опыт ребёнка слишком мал, чтобы он мог сразу же
выполнять действия в правильной последовательности.
Если игра проводится впервые, то необходимо
«проиграть» весь речевой сюжет на глазах
у ребенка. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать
замечания ребенку, так как в этом случае
теряется целостность восприятия сюжета.
Необходимым условием успешного развития
речи детей в сюжетно-ролевой игре является
подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов
посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного
назначения и т.д.
Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя
роли, появляется речь, функцией которой является согласование
совместных действий.
Работа по
формированию игровой деятельности должна строится в три этапа.
I
этап – подготовительный:
основные задачи данного этапа это - ознакомление с предметами и явлениями
окружающей действительности, формирование понятий, накопление и уточнение
словаря, мотивация к игровой деятельности.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребенка знаний
об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и
явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, ребенок должен
располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами,
об их отношениях. Этот этап связан с обогащением ребенка знаниями,
впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
Используются
следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
экскурсии, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы,
беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала (фотографий, картин,
репродукций).
II
этап – основной:
направлен на
формирование связной речи и развитие игровой деятельности.
В первую очередь необходимо научить ребенка владеть структурами вопроса/ответа
и уметь переносить их в другие ситуации. Работа начинается с условно-речевых
упражнений.
Например,
упражнение «Подтвердите, если это так»: «Кошка - это домашнее животное?» - «Да,
кошка - домашнее животное».
Описание для детей с речевыми нарушениями малодоступно. Обычно они
ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. В основном дети с
общим недоразвитием речи способны лишь отвечать на вопросы. Поэтому необходимо
развивать умение задавать вопросы.
Во время вопросно-ответной речи у ребенка в играх воспитывается нужная манера
общения: зрительная ориентировка на участника диалога. Точное употребление
жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его
вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.
Следует использовать упражнения, связанные с закрытой картиной или спрятанным
предметом.
Упражнения со
спрятанным предметом. Часто используется прием «Волшебный мешочек». Один
ребёнок выбирает предмет и должен догадаться что это. Остальные дети должны
задавать вопросы, которые помогут всем ребятам определить, какая вещь
спрятана «Это огурец? Это помидор? Это репка?».
Игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются
сюжетно-ролевые игры. Обучение сюжетно-ролевым играм начинается с установления
эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними.
Необходимо выработать у детей с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевую
активность в процессе игры. Для достижения этой цели используются игры «Скорая
помощь», «Семья», «Детский сад», «Веселая поездка», «В магазине».
Сюжетно-ролевой
игре предшествует лексическая работа, беседа на заданную тему: следует описание
места действия, персонажей, их профессиональных действий.
Ребенку нужно помочь раскрыть свои потенциальные возможности; осознать
необходимость работы над ролью, уметь передавать сущность своего персонажа.
Поэтому необходимо проводить работу по овладению средствами образной
выразительности, такими как интонация, позы, жесты, мимика и пантомимика.
III
этап – заключительный:
задачей этого
этапа является совершенствование усвоенных навыков.
На этом этапе обучения при решении проблемной коммуникативной задачи
используются сюжетно-ролевые игры, неподготовленные диалоги со взрослыми и
сверстниками. Следует использовать такие виды сюжетно-ролевых игр, которые
помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствуют дальнейшему
развитию связной речи («Айболит», «Автобус», «Строители»).
На заключительном этапе следует проводить работу по формированию
грамматического строя речи, устранению дефектов звукопроизношения, продолжать
работу по уточнению, расширению и обогащению лексического запаса дошкольников с
ОНР, активизация словаря.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.02.2020
Дата обновления: 03.02.2020
Дата публикации: 03.02.2020
Комментарии0
Новый комментарий