13.11.2019
Конспект организованной
образовательной деятельности по конструированию на тему «Куклы разных народов
мира»
Возраст детей 5-6 лет
Программное содержание: Продолжать формировать представление о
способе конструирования
конуса из полукруга. Дать представления об истории и
особенностях
национальных костюмах. Научить составлять узоры по
мотивам народного искусства
– украшать сарафан и рубаху.
Развивать умение
аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге;
закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной
гармошкой, равномерно наносить клей.
Воспитывать интерес к жизни наших
предков
Методы и приемы: Использование худ. слова, вопросы к
детям, показ, рассматривание образцов, рассказ воспитателя, показ
ребенка, игровой прием, самостоятельная работа детей. Дети выполняют,
воспитатель оказывает им необходимую помощь.
Материалы и оборудование: Кукла в русском народном
костюме, готовая объемная кукла (для анализирования детьми,
клеевые кисточки, клей, салфетки бумажные, цветная бумага, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага,
ножницы.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Разные народные костюмы», Рассматривание
иллюстраций с костюмами.
Ход:
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки, вдоль которых, взявшись за
руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над
кремлем!
- О чем
стихотворение? (о родине)
- В какой стране
мы живем? (в России)
- Назовите
столицу нашей России? (Москва)
- В каком городе
мы живем? (в Екатеринбурге)
- Мы с вами живем в современном мире,
смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили
наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.
- Кто такие
предки? (Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).
- Дети, где мы
можем узнать, как жили наши предки? (Из книг, фильмов, из музеев)
- Какую носили одежду? Ответы детей.
- Давайте
рассмотрим с вами одежду разных народов.
- Сарафан-это
высокая юбка с длинными лямками. Какой он красивый, нарядный, украшен тесьмой с
узорами. В старину люди все делали сами, своими руками. Русский сарафан
и кокошник украшали разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз,
называют орнаментом. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре.
Орнамент считался оберегом (оберегал человека) –
не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед, несчастий - носили
сарафаны. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они
расположены. Сарафаны и кокошники украшали растительными и геометрическими
орнаментами. Давайте назовём элементы растительного орнамента (цветы, листья, завитки). Теперь назовём элементы
геометрического орнамента (квадраты, круги, ромбы,
треугольники, прямоугольники). Посмотрите, они чередуются,
повторяются (рассматривание образцов на доске).
- Каждый элемент
узора несет свое значение. Крестик-огонь, квадрат, ромб – поле (с точками- с
пшеницей, волнистая линия - вода, цветок-радость, круг – солнце. Шили сарафаны
из разных тканей, и каждый цвет что – то означал:
Красный - огонь, считалось, что красный
цвет охраняет и защищает.
Зеленый – цвет жизни и растительности.
Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
Жёлтый, оранжевый – цвет пшеницы и
солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая
солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды, в
синих сарафанах отмечали праздник Ивана Купала.
Белый – чистота, честность, преданность.
- Сегодня я
предлагаю изготовить куклу в русском народном сарафане в подарок малышам младшей группы. - Вы
согласны порадовать малышей вот такой игрушкой? (показ
образца).
Рассматривание образца
- Из чего
изготовлена моя кукла? (сарафан куклы из большого конуса, рукава из маленьких конусов,
кругов). Но сначала отдохнем.
Физминутка «Матрешка»
Хлопают в
ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах
сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо
наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым
поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки
озорные, матрешки
расписные.
В сарафанах
ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –
налево)
Вы похожи словно
сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Дети садятся за
столы, на которых для каждого лежат детали для матрешек.
Дети выбирают для себя заготовки.
- Выберите самую большую деталь - это
туловище. Из полукруга нам необходимо сделать конус.
-Кто покажет,
как сделать нам из полукруга конус? (показ ребенка)
- У конуса одна
сторона бумажного листа
собрана в узкий конец, а вторая - расширена. И поэтому нужно свернуть полукруг
в конус (показывает). Для этого нужно поднять два угла
полукруга и соединить их так, чтобы они чуть-чуть заходили друг за друга, формируя
тем самым конус. Клеем закрепить по линии, где соединяются стороны полукруга.
Затем немного подержим конус в руках, пока клей не застынет.
- Большой
полукруг нужен, чтоб мы сделали конус - туловище. Так же нужно сделать рукава
рубашки, кто расскажет, как их сделать? (Круг делим пополам на 2
маленьких полукруга, делаем конусы)
- Где будут
располагаться наши маленькие конусы - рукава? (склеим их по бокам большого
конуса).
- Из белого
квадрата вырежем круг, кто покажет, как превратить квадрат в круг (показ ребенка). Это голова матрешки.
Предлагаю использовать шерстяные нити вместо волос.
- Украшаем платье орнаментом, на голову
кокошник. И после высыхания приклеиваем голову к верхушке конуса.
Самостоятельная работа детей. Дети
выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.
В стародавние времена, на Руси, любую
работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно
поработали, а теперь весело поиграем.
Проводится русская
народная игра «Вышел Ваня погулять».
Ваня идёт внутри
круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись,
(Ваня кланяется выбранной
девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты
самая добрая и красивая (все хлопают, дети пляшут).
После игры дети
идут в группу к малышам и дарят кукол.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2019
Дата обновления: 13.11.2019
Дата публикации: 13.11.2019
Комментарии0
Новый комментарий