Значение музыкальной деятельности в воспитании и развитии детей раннего возраста

01.01.2017

Ранний возраст – это время, когда клетки головного мозга наиболее активны и когда окружающий мир закладывает хороший фундамент для развития личности ребенка. Для детей раннего возраста особенно привлекательных является музыка и различная музыкальная деятельность, где эмоциональная и чувственная сфера является главной составляющей. Педагоги и психологи утверждают, что художественная и музыкальная деятельность необходима для раннего творческого развития ребенка. Ранее музыкальное развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет в большей степени определяется спецификой общего психического развития в этом возрасте. На этом этапе важно пробудить чувства, так как ребенок познает и воспринимает окружающий его мир органами чувств, а не разумом. От развития сферы чувств зависит общее психическое развитие ребенка. А дальнейшее музыкальное и интеллектуальное развитие ребенка во многом зависит от того на сколько будет активен процесс накопления эмоциональных и ярких впечатлений, переживаний и настроений.

Музыка является миром радости для ребенка. Музыка, музыкальное творчество не выполнит свои воспитательные функции, если не развивать у ребенка слух и эмоциональную отзывчивость.

Многие родители считают, что детям достаточно для полноценного развития занятий, которые проводятся с ними в дошкольном учреждении, но на мой взгляд, если это учреждение не специализирующее на данном развивающем направлении, детские знания обо всем слишком поверхностны. Конечно, все зависит от педагогов, воспитателей, программ, использующихся в учреждении, но родители тоже не должны быть пассивны. Это касается и музыкального развития. Многие программы музыкального развития в дошкольных учреждениях несовершенны, их подача зависит от музыкальных руководителей, репертуар бывает зачастую ограниченным и редко включает в себя классическую музыку, что очень важно в эстетическом воспитании ребенка.

Большинство педагогов во все времена говорили об эффективности индивидуальных занятий, что крайне редко происходит в дошкольных учреждениях.

Кроме этого, дети раннего возраста часто болеют, что иногда выбивает из графика посещений занятий. Поэтому, на мой взгляд, родителям важно знать особенности проведения музыкального занятия дома, чтобы помочь развивать в ребенке его возможности, таланты, данные ему природой.

В раннем возрасте дети с большим удовольствием в игровой форме подражают поведению и повадкам животных и птиц, а для расширения и разнообразия сюжетной линии игры следует использовать музыку, музыкальное сопровождение. Музыкально-двигательный показ является одной из обязательных составляющих в игровой деятельности детей раннего возраста, а вслушиваясь в музыкальное сопровождение и при поддержке взрослого способны передать особенности характера и настроения.

Главным методом развития детей раннего возраста является показ взрослого. Дети подражают действиям взрослых: воспитателя, родителей. Родителям и воспитателям необходимо учить детей чувствовать контрастность музыки, соответственно учить смене движений в зависимости от характера музыки, музыкального сопровождения. Музыка, музыкальное сопровождения должно присутствовать не только в ходе определенных тематических занятиях, праздниках и развлечениях, но и в процессе других видов деятельности или в режимных моментах.

Для развития интереса к музыке у ребенка раннего возраста в первую очередь нужно создать необходимые условия дома. В этом случае необходимо создать музыкальный уголок, где ребенок сможет послушать музыку, поиграть в различные музыкально-дидактические игры, познакомиться и поиграть на различных музыкальных инструментах (металлофон, детская флейта, барабан, колокольчик, деревянные ложки, бубенцы, погремушки, трещотки). Можно создать семейный шумовой оркестр, что поможет родителям вовлечь ребенка в совместное музыкальное действие, а так же поможет установлению тесного контакта ребенка с родителями.

В домашней музыкальной копилке хорошо иметь следующие музыкальные альбомы и произведения: П.И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», музыкальные сказки «Золотой ключик», С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», «Детская музыка», вальс из балета «Золушка», А.К.Лядов «Музыкальная табакерка». Классическую музыку необходимо включать во время игр с ребенком, купания, массажа. Во время проигрывания музыкального произведения можно предложить ребенку потанцевать, попеть или, используя кукольный или пальчиковый театр, потанцевать ручками, пальчиками. Например, под «Вальс куклы» П.И.Чайковского станцевать пальчиками, что поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и мышления. К этой же категории можно отнести и различные пальчиковые игры, которые совмещают в себе не только двигательную деятельность, но совместную деятельность с взрослым (пропевать и проговаривать слова), а также пальчиковые игры помогают наладить тесный контакт родителя с ребенком или воспитателя с ребенком. Даже если ребенок первое время не хочет повторять движения за взрослым, то необходимо продолжать играть, так как через некоторое время ребенок присоединится к этой деятельности. Хочу такой сайт

Для развития детей можно использовать музыкально- дидактические игры. Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей такие как слух, эмоциональную отзывчивость, ритм, память, развивают творческие и сенсорные способности детей, т.е. возможность различать различные свойства музыкальных звуков (высота, длительность, громкость, тембр). Музыкально-дидактические игры помогают в доступной для ребенка игровой форме запомнить, усвоить различные средства выразительности музыки, помогают различать различные музыкальные произведения по характеру, форме.Например: игра «Громко - тихо». Цель данной игры - упражнять ребенка в различении громкого и тихого звучания. Игра «Веселые матрешки». Цель - учить детей различать звуки по высоте. В данной игре используется игровой материал- матрешки трех величин и металлофон. Игра «Колокольчики», цель – научить ребенка различать силу звучания. Можно использовать колокольчики разных размеров. Выбор музыкально-дидактических игр очень велик. Каждый родитель и (или) педагог сможет подобрать подходящую игру по настроению и желанию детей.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности» (В. А. Сухомлинский).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».