Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»
28.11.2025
Грамматический строй речи — это
взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное
общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок
должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа
речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне,
обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Особенности
формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи
содержит несколько направлений:
·
словоизменение – число, род, падежи;
·
словообразование – образование новых слов при помощи
приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи,
образование сложных слов;
·
согласование различных частей речи между собой;
·
фраза – использование в речи сложных распространенных
предложений с союзами, предлогами.
При общем недоразвитии речи формирование
грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным
и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании
множественного числа, согласовании существительных с числительным.
Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании
относительны прилагательных.
Нарушения грамматического строя речи могут быть
причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил
русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок
должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного
общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения
грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога,
связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие
требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением
программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками
словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего
это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных
местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать
«это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного и
существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы
разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета,
которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье,
пальто.)
Игра «Правильно назови листья»
(словообразование).
Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист
березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь
раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с
существительным.
Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети
определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым
карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я
буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление
согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм
прилагательных.
Ход: взрослый
произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
|
Цветок красный, а цветочек красненький |
Ведро синее, а ведерко … |
|
Яблоко сладкое, а яблочко … |
Солнце теплое, а солнышко … |
|
Чашка синяя, а чашечка … |
Цыпленок пушистый, а цыпленочек |
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или
«Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна
— чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
Учитель-логопед:
Богданова Г.В.
При формировании грамматического строя речи ребенок
должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа
речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне,
обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Особенности
формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи
содержит несколько направлений:
·
словоизменение – число, род, падежи;
·
словообразование – образование новых слов при помощи
приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи,
образование сложных слов;
·
согласование различных частей речи между собой;
·
фраза – использование в речи сложных распространенных
предложений с союзами, предлогами.
При общем недоразвитии речи формирование
грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным
и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании
множественного числа, согласовании существительных с числительным.
Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании
относительны прилагательных.
Нарушения грамматического строя речи могут быть
причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил
русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок
должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного
общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения
грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога,
связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие
требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением
программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками
словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего
это усваивается в играх.
Игры для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных
местоимений с существительными.
Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать
«это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного и
существительного в роде и числе.
Ход: Детям предлагаются картинки или предметы
разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета,
которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье,
пальто.)
Игра «Правильно назови листья»
(словообразование).
Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист
березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь
раскрашивать?»
Цель: закрепление согласования прилагательного с
существительным.
Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети
определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым
карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я
буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково»
Цель: закрепление
согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм
прилагательных.
Ход: взрослый
произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
|
Цветок красный, а цветочек красненький |
Ведро синее, а ведерко … |
|
Яблоко сладкое, а яблочко … |
Солнце теплое, а солнышко … |
|
Чашка синяя, а чашечка … |
Цыпленок пушистый, а цыпленочек |
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных
Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или
«Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна
— чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
Учитель-логопед:
Богданова Г.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.11.2025
Дата обновления: 28.11.2025
Дата публикации: 28.11.2025
Комментарии0
Новый комментарий