01.01.2017
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Обострение экологической проблемы и необходимость их преодоления ставит задачу в просвещении населения по формированию экологического сознания, культуры природопользования.
Нам необходимо понимать, что человек связан с природой и зависит от нее, что в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание — это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы, взрослые, должны помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С этой задачей мы можем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы. Именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.
Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому перед педагогом стоят следующие задачи:
- помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
- формировать систему конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы ;
- воспитывать у детей способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, умение бережно относиться к ней;
- привлекать детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей проходит через весь педагогический процесс: и в повседневной жизни, в свободной деятельности, и в специально подготовленной совместно организованной деятельности.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет хорошо организованное природное окружение: центры природы в группах, правильно оформленные участки для прогулок, дающие возможность постоянного общения с природой, огороды, для приобщения детей к регулярному труду, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, а также чтение литературы, игры, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.
На территории детского сада имеется экологическая тропа здоровья. Она выполняет оздоровительную, познавательную и развивающую функции.
В переводе «экология» означает «наука о доме». Для наших малышей дом в детском саду начинается с группы, поэтому в группах создаются уголки природы. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, с условиями необходимыми для их роста и развития, потом сами участвуют в пересадке растений и следят за их произрастанием. Все наблюдения отмечаются в календаре, делаются зарисовки. Для наблюдений за жизнью животных мы с детьми просматриваем фильмы и энциклопедии ,читаем художественную и научную литературу . Во время живых наблюдений ребенок учится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с ними. Заботливое отношение к животным у маленьких детей закладывается при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Конечно, в первую очередь, в этом помогает наличие у детей в семье домашних питомцев.
Уголок природы также служит местом для разнообразных опытов. В нём есть необходимое оборудование: коробочки с песком, глиной и землей, совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с природным материалом. Дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Чаще опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В результате опытов дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира - дерево, камень, шерсть, и рукотворного мира - пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов, для чего они нужны.
Решая вопрос экологического воспитания дошкольников, педагоги стараются привлекать родителей в совместных проектах. Устанавливали скворечник на веранде, собирали природные материалы и создавали все вместе великолепные творческие работы в различных техниках.
Результатом правильного экологического воспитания является эстетическое удовольствие, восхищение детей при восприятии природы, в практической готовности участвовать в создании необходимых условий для живых существ, которые находятся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.
Природу нужно видеть, любить, воспринимать всей душой, замечать её красоту, слышать звуки, движения, запахи. Все это многообразие формирует сенсорный опыт ребенка, что является основой интеллектуального развития. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
«Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души!»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017
Комментарии0
Новый комментарий