Развитие речи в процессе музыкальной деятельности

01.01.2017

Развитие речи детей в процессе музыкальной деятельности

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение - это тексты, которые требуют определенного прочтения. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знать должен каждый!

Наиболее важными целями музыкальных занятий для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелодекламация (чтение стихотворений под музыку) заикающихся детей. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в тоже время очень тихим.

Музыкотерапия включает:

· прослушивание музыкальных произведений;

· пение песен;

· ритмические движения под музыку;

· сочетание музыки и изодеятельности.

Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.

2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.

На музыкальных занятиях присутствует группа детей и, как минимум, двое взрослых - один за инструментом, другой с детьми в зале. Занятие проходит в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Педагоги искренне вовлечены в происходящее на занятии, делают все с удовольствием. Тем самым педагоги "заражают" своим настроением детей.

Музыкальные занятия как средство развития речи детей

Музыкальное занятие - это не только последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.Хочу такой сайт

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыкальных часто легче, чем на других занятиях, проходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями - педагог, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передает ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у музыкального руководителя есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий - он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно.

При помощи совместного пения и музыкальных игр специалисты стимулируют и активную речь ребенка. При этом непроизвольный характер занятия и заинтересованная включенность в процесс пения всех его участников позволяет снизить контроль за речью, не позволяющий начать говорить многим детям, которые понимают, что у них это не получается. Так, именно на музыкальных занятиях дети начинают петь или проговаривать простые слова любимой песни, и с этого момента на занятиях логопеда появляется возможность работать с ребенком на новом уровне. Также во время пения ведется работа по развитию речевого и певческого дыхания, развитию голоса, интонации.

Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Некоторые элементы должны обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, под вальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).

Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой.

На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.

Таким образом, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

1. Улучшению общего эмоционального состояния детей.

2. Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений).

3. Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции.

4. Нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Музыкальный руководитель

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».