09.11.2020
Консультация
для родителей
Конструирование
- как средство развития
творческих
способностей дошкольников.
Строительный
материал – радует, развлекает, развивает.
В последние годы, попадая в магазин игрушек, Вы
оказываетесь перед очень трудным вопросом: какую игрушку купить, чтобы она не
просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка.
Предлагаю
остановить свое внимание на деревянном наборе. Удивились! Да, многие считают,
что это устаревшие игрушки. Но я утверждаю, что этот на первый взгляд, простой
игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего
ребенка то, что не может дать ни одна другая игрушка. Конструирование из
деревянного строителя:
—это вид деятельности (в сравнении с рисованием,
лепкой), в которой ребенку гарантирован
успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана,
исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро.
—формирует умение предвидеть будущий результат.
— воспитывает у малышей самостоятельность.
—развивает пространственное мышление.
—развивает сенсорные способности, в частности
знакомит с геометрическими формами, цветом.
— дает толчок обогащению речи.
Теперь, убедившись в значении данной игры для
развития малыша, переходим к практической стороне – к технологии использование
ее в семье!
Итак, вы
купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребенку для игры.
Почему? Сначала научите ребенка складывать все детали в коробку в соответствии
с образцом. Зачем?! В дальнейшем умение убирать формы по порядку сэкономит его
и ваше время и поможет сохранить игровой материал. Затем познакомьте ребенка со
строителем. Первое знакомство длится не более 10 минут. Например, взрослый:
"Смотри, это строитель. А коробка – это его дом. Давай посмотрим, кто
живет в этом доме. Это кирпичики … два ряда … Какого цвета? Где лежат, у
короткой стороны коробки или длинной? У короткой. А это кубики. Какого цвета?
Эта призма, она похожа на крышу. Какого цвета "крыша"? И так каждую
фигуру. Скажите малышу:
- Матрешка
шла, шла и устала. Давай построим для нее стульчик. Найди в коробке кубик … Это
сиденье. А теперь возьми кирпичик. Сделай спинку. (Не торопитесь, наблюдайте,
как ребенок пытается соединить детали). Прижмите кирпичик к кубику, тогда
прочно будет. А можешь сделать стульчик для кошечки? А для этой? А теперь
уберем в коробку строитель, на тоже место: я – кирпичик, а ты кубик. Смотри,
опять стало в доме красиво, все жильцы живут в своих квартирах. Короткая
встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется,
наиграться вдоволь. Но это не так, т.к. умение строить у него еще нет. Вторая встреча длится не более 10-15 минут.
Взрослый: «Помнишь, чей это дом? Кто там живет? Кирпичики, кубики, а это
…Призма …Цилиндр … Пластина …Конус …(Ребенок, берет в руки каждую, обследует
ее). Что мы вчера строили? Стульчик. Умеешь? Покажи… А диванчик можешь
построить? Давай вместе построим горку с лесенкой. Сначала положу два
кирпичика, а на них поперек один кирпичик, чтобы лесенка была прочной. Положу
"крышу", чтобы получился скат. Поставлю перила, чтобы матрешке не
страшно было спускаться. Что же получилось! Горка. А как сложить строитель в
коробку, помнишь? Давай сложим вместе, кто быстрее уберет. Я буду сегодня
убирать кубики, а ты кирпичики и "крыши". Завтра построим еще. Третья
встреча отводится на выявление разной степени устойчивости деталей и их
сочетание между собой. Взрослый: "Строить будем? Это что? … Кубик. Так
стоит. И так тоже стоит. Кубик очень устойчив, как не поставь – не упадет. А
найди кирпичик. Где он живет в коробке –
домике? Вот как быстро ты нашел. Положи на широкую сторону… Лежит. А поставь на
узкую, короткую сторону, вот так (дует). Ой, упал, не прочно стоя. А как его
еще можно поставить, ну-ка попробуй ! А призма?
А цилиндр? Давай домик построим. Для кого? Вы строите, а ребенок подает
детали, которые вы называете. Когда закончите, обратите внимание на то, что для
вас очень важен результат строительства.
Задача последующих встреч – содействовать тому, чтобы малыш открыв
законы красоты, прочности, устойчивости замещения и сочетания форм между собой,
сумел играть без вашего участие. В течение длительного времени, решая
творческие задачи конструирования и обыгрывания построек. Основные законы
архитектуры – полезность, прочность, красота. Полезность. Постройки могут быть
разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, гаражи, мосты и т.д.);
для животных (ферма, птичник, цирк и т.д.).
Прочность. Конструкция будет прочной, если
строить ее, соблюдая следующие правила:
— все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая
друг к другу;
— основные конструкции нужно делать прочным, а
каждый следующий этаж должен быть чуть меньше предыдущего, как в пирамиде;
— все вертикально стоящие детали надо укрепить с
обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками);
— пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть
большего размер, чем расстояние между деталями и придавить ее сверху
какой-нибудь деталью;
— недостающие детали можно заменить другими формами
из другого конструктора. Надо показать способы замещения деталей. Взрослый:
"Кончились кубики, давай подумаем, какой формой их можно заменить?"
Красота.
Постройка должна быть гармоничной по форме и цвету. Покажите своему малышу, как
можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте
и объясняйте, почему такая комбинация деталей и их цветам вам кажется красивой.
Хорошо, если вы и ребенок проговаривает процесс и результат строительства. О
замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем это ему надо? О
материале. Из чего будем строить? Средство деятельности. Чем будем строить?
(руками). О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что
потом? О результате. Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась она
удобной, прочной, красивой. После постройки дайте ребенку поиграть в ней еще
минут 10 и предложите убрать. Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не
уронив не одной детали. Такое правило будет действовать до тех пор, пока он не
научится убирать материал в коробку быстро, ловко, аккуратно под вашим
наблюдением. Устраивайте соревнования - кто быстрее и аккуратнее сложит детали
в коробку. Наконец, наступит день, когда он сам сложит без вашей помощи
материал в коробку. И тогда можно положить его на полку к ребенку, откуда он
будет брать материал в любое время.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2020
Дата обновления: 10.11.2020
Дата публикации: 09.11.2020