23.05.2020
Что такое самостоятельность?
Обычно родители начинают задумываться о
самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно
гораздо раньше — и чем раньше, тем больших
успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях
самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что
это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в
зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:
•
умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего
участия в тех или иных обстоятельствах;
•
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
•
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий
деятельности;
•
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия,
осуществлять элементарное планирование, получить результат);
•
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов
деятельности;
•
умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность
развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте
отметим наиболее существенные моменты для становления этого
важнейшего человеческого качества в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст
1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность
самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не
забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например,
что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо
отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по
душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и
учитывать его выбор.
2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить
ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные
правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно
закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но
все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более
дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также
обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь
в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить
хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте
ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего
бездействия).
4. Воспитание самостоятельности предполагает также
формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время
заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
5. Основной ошибкой взрослых в
воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и
полное устранение от поддержки его действий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2020
Дата обновления: 23.05.2020
Дата публикации: 23.05.2020
Комментарии0
Новый комментарий