1
Краткая презентация образовательной программы
дошкольного образования Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г.
№ 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря
2022
г.
регистрационный №
71847).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно-правовые документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999- р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по 221 основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано
в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
2
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573);
- Программа развития МАДОУ детский сад № 32;
- Устав МАДОУ детский сад №32
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
Учреждение функционирует в режиме полного дня с 10,5 - часовым пребыванием детей с
7:30 до 18:00 часов и пятидневной рабочей неделей, исключая праздничные и выходные дни.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования, является нормативноуправленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику
содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса,
направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 2 до 7 лет по
образовательным областям: физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и
художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников.
Структурные единицы учреждения - 12 групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности. Она выстроена в
соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного возраста: 4-й год (вторая
младшая группа), 5-й год (средняя группа), 6-й год (старшая группа) и 7-й год (подготовительная
к школе группа).
В Программе МАДОУ учитывается характеристика возрастных особенностей развития
детей дошкольного возраста, необходимая для правильной организации образовательного
процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО включает
три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социальнокоммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60%
от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Отбор содержания Программы ориентирован на образовательные потребности
воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и традиционные
методики с учётом следующих программ и пособий:
- обязательная часть: инновационная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой и учебнометодического комплекта (далее УМК) к данной программе. Программа «От рождения до
школы» включена в реестр комплексных программ дошкольного образования ФИРО.
- часть, формируемая участниками образовательных отношений: парциальная
образовательная программы для детей дошкольного возраста «Мир без опасности», И.А. Лыкова;
парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А.
Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская.
3
В учреждении функционирует логопедический пункт, который открывается
Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга на основании акта
согласования и утверждения пакета документов для комплектования логопедического пункта
территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) коррекционнодиагностического отделения МБДОУ «Центр «Радуга». На основании акта издается приказ
МАДОУ об открытии логопедического пункта на текущий учебный год. В МАДОУ
функционирует логопедический пункт для детей 4 до 7 лет. Выпуск детей осуществляется в
течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи посредством работы
консилиумов в МАДОУ, на освободившиеся места вновь зачисляются дети с недоразвитием
речи. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи
детям с нарушением в речевом развитии в освоении Программы. Цель коррекционной работы:
создание условий, обеспечивающих механизм компенсации дефектов речи детей,
способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению содержания Программы.
Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с
семьей: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса.
Сотрудники МАДОУ детский сад № 32 признают семью как жизненно необходимую среду
дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Основная цель сотрудничества детского сада и семьи - изучение запроса родителей
(законных представителей) к ОП ДО воспитания их ребенка; мониторинг возможностей каждой
семьи в соучастии с педагогами по выполнению ООПДО; содействие созданию между
родителями (законными представителями) коллектива единомышленников, дружеских
взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми. Каждый педагог
на основе анализа создает условия для изучения и обмена опытом семейного воспитания,
приобретаемого и через личные каналы, и из литературы, интернета. Специфика деятельности
педагога заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения
между ребенком и его родителями (законными представителями) на основе открытия ими сына
(дочки) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития
(возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей), но при этом имеющей
право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности, переходящей с
помощью родных в талантливость. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей
принадлежит педагогу.
Детский сад организует взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, включает их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, через консультативную
поддержку семьи в вопросах воспитания, обучения, сохранения и укрепления здоровья детей.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ОП
ДО, обеспечения методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает
режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды.
Объем обязательной части ОП ДО составляет не менее 60% от её общего объёма. Объем
части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от её
общего объёма.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и
мероприятий с учётом региональных и других социокультурных особенностей включены
самостоятельно в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
4
ОП ДО также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в
форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качестве
реализации. Система оценивания качества реализации ОП ДО направлена в первую очередь на
оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
ОП ДО разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей, обучающихся МАДОУ детский сад № 32.
ОП ДО может корректироваться в случае изменения: основных нормативно- правовых
документов по дошкольному воспитанию, уставных документов, контингента воспитанников,
образовательного запроса родителей (законных представителей), видовой структуры групп,
внедрения парциальных программ, авторских программ и педагогических технологий.
Цель реализации ОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
ОП ДО содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка, формирование и развитие
личности ребёнка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого
и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов.
Задачи ОП ДО:
- реализация содержания ОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастным потенциалом
каждого ребёнка, как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей)
и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления
здоровья, обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.