МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4 Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33 E-mail: madou32ekb@mail.ru Сайт: http://32.tvoysadik.ru Принято На заседании педагогического совета МАДОУ детский сад № 32 Протокол № 1 от «30 »августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 5 до 7 лет творческий кружок «Волна вдохновения» Срок реализации 2 года Автор-разработчик: Быкова Н.Н., педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ 620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4 Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33 E-mail: madou32ekb@mail.ru Сайт: http://32.tvoysadik.ru Принято На заседании педагогического совета МАДОУ детский сад № 32 Протокол № 1 от «30 » августа 2024 г. Утверждаю Заведующий МАДОУ детский сад № 32 Л.М. Стародуб Приказ № 70- ОД от 30.08.2024 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 3 до 7 лет «ВОЛНА ВДОХНОВЕНИЯ» Срок реализации 1 год Автор-разработчик: Быкова Н.Н., Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Оглавление Целевой раздел....................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ......................................................................... 7 1.3. Отличительные особенности программы ................................................... 8 1.4. Педагогическая диагностика освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы ..................................................... 9 1.5. Прогнозируемые результаты освоения программы .................................. 10 2. Содержательный раздел ................................................................................... 11 2.1. Примерное тематическое планирование .................................................. 13 2.2. Режим и формы занятий ............................................................................. 19 2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников .............................................. 19 3. Организационный раздел ............................................................................... 20 3.1 Материально-техническое обеспечение программы ................................ 20 3.2.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания ............................................................................................................. 22 Литература .......................................................................................................... 25 Приложения 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического характера. Нормативно-правовые документы, определяющие содержание Программы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 4. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая 33 деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2. 8. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 9. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Устав МАДОУ детского сада № 32. 3 Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. При совмещении творческой деятельности с элементами арт-терапии дети учатся правильному выражению своих чувств и эмоций. У них развивается интерес к творчеству, появляется уверенность в своих силах, и главное, ребенок понимает, что его воспринимают серьезно. При применении на занятии методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия. Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства. При этом развиваются такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, ценить результаты труда не только своего,но и чужого. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в творческой деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Новизна и отличительная особенность программы Программа «Волна вдохновения» направлена на гармонизацию эмоционального состояния детей, повышение самооценки, развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических 4 действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческого потенциала, фантазии, оригинальности мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. В процессе создания творческого продукта у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Освоение разнообразных арт-техник (марание, штриховка, каракули, монотипия, рисование различными природными материалами, пластилинография, рисование под музыку) позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Применение арт-терапевтические методик (сказкотерапия, танцевальная терапия) на занятии помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. 5 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волна вдохновения» разработана на основе программ: Программа Авторы Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2– 7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» Погодина С.В. Характеристика Авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Данная программа создана в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее структура дает возможность выбирать модели и технологии, оптимизировать образовательный процесс и эффективно организовывать творческуюдеятельность детей. В программе содержатся образовательные алгоритмы детского художественного творчества, системы диагностики и оценки (мониторинг знаний, умений и навыков, критерии оценки продуктов творческой деятельности), разработанные с учетом особенностей развития детей в разномвозрасте. Направленность программы художественно-эстетическая, прикладная, арт-терапевтическая, кружковая. Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник, материалов и способов создания творческого продукта опирается на принципы построения общей дидактики: 1. Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени. 6 2. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному». 3. Принцип развивающего характера художественного образования. 4. Принцип природосообразности: постановка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных, психологических особенностей и индивидуальных способностей. 5. Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей. 6. Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку; 7. Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. В процессе реализации программы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей детей 3-5 и 6-7 лет посредством творчества. Задачи: создать благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости; научить основным приемам работы с различными материалами инструментами; помочь освоить технологию: работы с бумагой и картоном, с природным материалом, с тканью, с пластилином и т.д.; воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей самостоятельной жизни; развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности; помочь детям проявить их индивидуальные способности в дошкольном возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество; дать возможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесниками и взрослыми; 7 воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию; развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер. научиться экологично проживать свои эмоции, справляться с поставленными задачами, проживать полученный опыт. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для образовательной деятельности. Работа с взрослыми предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации,, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы, выставки детского творчества, видеоролики, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей. 1.3. Отличительные особенности программы В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, терапевтические, чаще всего их сочетания. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера, например, о видах декоративноприкладного искусства, изучение новых средств создания образа. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка вовремя занятий соответствует силам и возможностям детей. Каждое занятие 8 спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир, рисунок). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы 3-5 и 6-7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому ребенку. 1.4. Педагогическая диагностика освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы Диагностический материал (см., приложение 3) соответствует структуре программы и отражает логику ее построения. Диагностический материал, разработан с учетом требований, определенных федеральными государственными требованиями: • предлагает использование только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки; • позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов; • включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально - ориентированного тестирования, то есть предлагает сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; • обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление воспитанников и нарушение хода образовательного процесса. С помощью средств мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках данной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ развития позволяет оценить эффективность программы. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на 9 основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. 1.5.Прогнозируемые результаты освоения программы Дети должны знать: • способы создания творческого продукта; • название и назначение инструментов и приспособлений для творчества, приемы и правила пользования ими; • названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; • приемы разметки (линейка, шаблон, трафарет); • простейшие правила организации рабочего места; • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Должны уметь: • правильно организовывать свое рабочее место; • пользоваться простейшими инструментами ручного труда; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; • определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления); • экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки; • смешивать краски для раскрашивания палитры; • работать плотным слоем (гуашь); • учится вырезать; • прочно соединять детали между собой, применяя клей или нитки; • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлятьсамостоятельность; • выражать через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение; • применять приобретенные навыки на практике. 10 2. Содержательный раздел Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов, терапевтических сказок положительно влияет на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя разные направления деятельности. Направление или вид деятельности/ техника Знакомство с живописью Нетрадиционные и смешанные творческие техники Пластилинография Способы реализации/ характеристика Демонстрация картин русских и зарубежных художников. Рисование Аппликация Объемные поделки Создание объемных картин из пластилина 11 Материалы Бумага Акварель/гуашь Бумага Картон Ткань Глина Соленое тесто Акрил Декоративные элементы Пластилин Картон Пластик Декоративные элементы Природный материал Объемные поделки Ткань Создание украшений Краски Декорирование Пуговицы предметов интерьера, Пайетки Дизайн игрушек Трафареты Знакомство с видами Атласные ленты росписи Нитки Ирис Салфетки Глина Соленое тесто В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. 12 2.1. Примерное тематическое планирование Младший возраст (3-5 лет). № 1 2 3 4 5 6 7 Тема Лаборатория Цвета Золотая рыбка Золотая рыбка Настроение Зверята Волшебная страна Ёжик 8 Рисование под музыку 1 Быть художником Осенний лес Слово Техника Цвет Сентябрь Рисование, экспериментирование Лепка из глины Эксперимент Роспись Поделка Самовыражение Смешанная Лепка Дружба Фантазия Поделка Чувствование Рисование Аппликация Рисование Материалы Акварель, бумага для акварели, прозрачные одноразовые стаканы Природная глина. Стеки. Акрил, поделка из глины Картон, бросовый материал, заготовки лиц с эмоциями. Картон, мягкий пластилин, стеки. Бумага для рисования, гуашь, восковые мелки, сухая пастель. Плотный картон, цветная бумага, бросовый материал. Бумага для рисования, художественные материалы. Октябрь 2 Эксперимент Мозаика 3 Бабочка Монотипия 4 Кот Фантазия 5 Золотая осень Набрызг 6 Цыпленок Мозаика Быть гончаром Подставка для карандашей Самовыражение Мой дом Фантазия Мое настроение Воображение 7 8 1 2 3 4 5 6 7 Удивительные Сны Веселая коровка Мое любимое животное Рисунок акварелью на воде Палка Поделка Воображение Рисование Аппликация Рисование, экспериментирование Пластилинография Смешанная (набрызг, аппликация) Аппликация Лепка Рисование Ноябрь Рисование Смешанная (аппликация, пластилинография) Смешанная Картина Декорирование Рифленый Аппликация Релаксация рисование Динамика Взаимодействие, рисование 13 Акварель, плотная бумага, соль. Белый картон, набросок леса, крупы, гуашь, клей ПВА. Акварель, бумага для акварели. Плотный картон серого цвета, мягкий пластилин, стеки Гуашь, цветная бумага, коктейльные трубочки Белый картон, набросок цыпленка, крупы, гуашь, клей ПВА. Соленое тесто, стеки. Акрил, поделка из соленого теста. Акварель, бумага для акварели, бросовый материал, клей ПВА. Мягкий пластилин, цветной картон, элементы декорирования. Бумага, акрил, природные материалы. Плотный картон, клей ПВА, воздушный пластилин. Рифленая бумажная стружка, картон цветнойоснова, картон белый с силуэтами животных, декоративные элементы Акварель, вода в глубокой посуде, белый лист бумаги А4 Палка 1.5 – 2 метра длиной, гуашь, листы бумаги. Кот группы Подарок Панно Снегирь Фактура Декабрь Рисование Соленое тесто, стеки, сухая пастель, нитки. 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Сундук моей радости В ожидании Нового года Конверт дляписьма деду морозу Подарок маме на новый год Помощники деда Мороза Новогодний магнитик Новогодний магнитик Воображение Объемная поделка Коллаж Смешанная Диагональ Смешанная Декупаж Декорирование Воображение Аппликация Фантазия Лепка Фантазия Рисование Гуашь, плотная бумага, губки, мятая бумага. Картон (белый и цветной), заготовки сундука, клей ПВА, ножницы, элементы декора. Декоративные рамки из картона, плотная бумага, карандаши, фломастеры, акварель, декоративные элементы. Плотная бумага, линейка, ножницы, карандаши, фломастеры, картинки с изображением зимы, ДМ, наклейки, декоративные элементы Деревянные досочки, салфетки с новогодним рисунком, клей ПВА. Воздушный пластилин, стеки. Соленое тесто, стеки Акрил, заготовка из соленого теста, магнит. Январь 1 2 3 Зимние забавы Зимний лес Пингвины Трафарет Декорирование Анимализм Рисование Холодные оттенки Смешанная 4 Зимние сны зверей Воображение Смешанная 5 Зайчик Устойчивость Объемная поделка Стрессоустойч ивость Пластилинография 6 7 8 Такие добрые монстрики О чем мечтает снеговик Северный олень Воплощать Эмоции Объемная аппликация Поделка Трафарет (узоры, птицы, еловые ветки, снежинки), прессованный картон,акрил, губка Восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, сухая пастель, бумага Цветная бумага, декоративные глаза,помпоны маленького размера, для декора шапочки, ножницы, цветные карандаши Гуашь, акварель, пастель, плотная бумага, бросовый материал, клей ПВА. Картон белый, вата, декоративные Элементы Пластилин, доски для лепки, стеки. Цветная бумага, ножницы, простой карандаш, белый картон, бросовый материал, клей ПВА. Пряжа, заготовки головы оленя, фломастеры, декор для украшения фигурки. Февраль 1 2 3 4 Скатерть – самобранка Домик Лесника Волшебные птицы От всего Штампование Штампование Лепка Игрушка Теплые оттенки Сувенир Смешанная Роспись 14 Бумага с ажурным краем, акварель, штампы, наклейки Воздушный пластилин, зубочистки, стеки, фольга. Картон цветной - основа, детали птиц из бросового материала. Деревянная заготовка в форме Сердца 5 6 7 8 Настроение снеговика Волшебное путешествие Гномики Сказочный Замок Моторика Объемная поделка Фантазия Рисование Соединение Смешанная Архитектура Рисование сердца, акрил Воздушный пластилин, пластилин, стеки. Бумага для рисования, гуашь, акварель, сухая и масляная пастель. Пряжа, декор. Восковые мелки, акварель, фломастеры, блестки, звездочки Март 1 Подарок для мамы 2 Кляксы 3 Театр эмоций 4 Весна идет Фантазия Лепка Талант Рисование Творчество Объемная поделка Пейзаж Рисование 5 Мое настроение Музыка Кляксография 6 Корзинка с Цветами Эстетика Пластилинография 7 Смешные птички Фантазия Объемная поделка Фантазия Аппликация Весенняя капель Весенний День Настроение Апрель Рисование Настроение Рисование Аквариум Точность Объемная поделка Домик для фей Рисунки на камнях Волшебный цветок Фантазия Лепка Форма Роспись Прием Объемная поделка Точность Лепка Пластилиногра фия Пластилинография 8 1 2 3 4 5 6 Мечты гусеницы 7 Улитка 8 Курочканаседка Пластиковые стаканчики, воздушный пластилин, ленты. Акварель, бумага для акварели, Фломастеры Цветной картон, изображения зверей, ножницы Круглый спил дерева, акрил Бумага для акварели, Классическая музыка Картонная основа (квадрат), пластилин, Стеки Соленое тесто, сухая пастель, элементы декора. Картон, цветная бумага, ножницы, пастель. Бумага для акварели, акварель, восковые мелки. Акварель, бумага для акварели, простые карандаши Пластиковые одноразовые тарелки, плотная пленка, пластилин, блестки илимелкие (в крошку) ракушки Плотный картон, мягкий пластилин. Крупная плоская галька, акрил Бумага, трубочки, заготовки листьев и лепестков, пластилин Соленое тесто, сухая пастель, кисточки. Картон, пластилин, стеки Май 1 Бабочка Художество Рисунок 2 Клоун Самовыражени е Смешанная Самовыражени е Аппликация 3 Мое настроение Превращения Акварель, бумага для акварели, простые карандаши, ластики, фломастеры Плотная бумага, цветная бумага, ножницы, ленты, помпоны, глаза декоративные, пушистая проволока Картон, мягкий пластилин, стеки. Пушистая проволока, стразы, 15 4 5 пушистой проволоки Золотая рыбка Гибкость Объемная поделка Фантазия Аппликация 6 Смайлики Дизайнер Декор Морские жители Фантазия Аппликация 7 Соразмерность Объемная поделка 8 Рожок с морожены м 16 помпоны, декоративные глаза, деревянные палочки Голубой картон, цветная бумага, ножницы клей. Большие скрепки, воздушный пластилин, стеки. Картон, мягкий пластилин, стеки. Картон светло-коричневого цвета, листы бумаги А4, цветные салфетки, палочкидеревянные, стразы, бусины Старший возраст (6-7 лет). № 1 2 3 4 5 6 7 Тема Лаборатория Цвета Золотая рыбка Золотая рыбка Настроение Смешные птички Волшебная страна Курица 8 Рисование под музыку 1 Быть художником Осенний лес Слово Техника Цвет Сентябрь Рисование, экспериментирование Лепка из глины Эксперимент Роспись Поделка Самовыражение Смешанная Лепка Дружба Фантазия Поделка Чувствование Рисование Аппликация Рисование Материалы Акварель, бумага для акварели, прозрачные одноразовые стаканы Природная глина. Стеки. Акрил, поделка из глины Картон, бросовый материал, заготовки лиц с эмоциями. Картон, мягкий пластилин, стеки. Бумага для рисования, гуашь, восковые мелки, сухая пастель. Плотный картон, цветная бумага, крупы. Бумага для рисования, художественные материалы. Октябрь 2 Эксперимент Мозаика 3 Бабочка Монотипия 4 Кукла марионетка Игрушка 5 Зонт Набрызг 6 Лиса Мозаика Быть гончаром Подставка для карандашей Самовыражение 1 Мой дом как крепость Фантазия 2 Мое настроение 3 Удивительные Сны Совушка 7 8 4 5 6 Поделка Воображение Воображение Рисование Аппликация Рисование, экспериментирование Объемная поделка Смешанная (набрызг, аппликация) Аппликация Лепка Рисование Ноябрь Рисование Смешанная (аппликация, пластилинография) Смешанная Игрушка Декорирование Мое любимое животное Рифленый Аппликация Рисунок акварелью на воде Релаксация рисование 17 Акварель, плотная бумага, соль. Белый картон, простые карандаши, крупы, гуашь, клей ПВА. Акварель, бумага для акварели. Небольшие камушки или красивые бусинки, капсулы от киндер-сюрприза, вата, чулки или трикотаж телесного цвета, белая ткань, цветная ткань, пряжа или шерстяные нитки, ирис, декор. Гуашь, цветная бумага, блестки, пайетки, коктейльные трубочки Белый картон, сухие листья, клей ПВА. Соленое тесто, стеки. Акрил, поделка из соленого теста. Акварель, бумага для акварели, бросовый материал, клей ПВА. Мягкий пластилин, цветной картон, элементы декорирования. Бумага, акрил, природные материалы. Фетр, клей ПВА, шишки, ножницы, веточки. Рифленая бумажная стружка, картон цветнойоснова, картон белый с силуэтами животных, декоративные элементы Акварель, вода в глубокой посуде, белый лист бумаги А4 Палка Кот Динамика группы Подарок Панно Снегири Фактура Декабрь Рисование 7 Взаимодействие, рисование Соленое тесто, стеки, сухая пастель, нитки. 8 1 2 3 4 5 6 7 Сундук моей радости В ожидании Нового года Конверт дляписьма деду морозу Подарок маме на новый год Помощники деда Мороза Подсвечник Елочка 8 Воображение Объемная поделка Коллаж Смешанная Диагональ Палка 1.5 – 2 метра длиной, гуашь, листы бумаги. Смешанная Декупаж Декорирование Воображение Аппликация Аккуратность Роспись Фантазия декорирование Гуашь, плотная бумага, декоративные ягоды, вата, природный материал:мелкие шишки ветки. Картон (белый и цветной), заготовки сундука, клей ПВА, ножницы, элементы декора. Декоративные рамки из картона, плотная бумага, карандаши, фломастеры, акварель, декоративные элементы. Плотная бумага, линейка, ножницы, карандаши, фломастеры, картинки с изображением зимы, ДМ, наклейки, декоративные элементы Деревянные досочки, салфетки с новогодним рисунком, клей ПВА. Воздушный пластилин, стеки. Баночка для росписи подсвечника, поролоновые губки, акрил белый ,нить джутовая, трафареты, Картон, палочки, нить джутовая, белая гуашь. Январь 1 Рамка 2 Как зимует лиса 3 Пингвины Трафарет Декорирование Анимализм Рисование Холодные оттенки Смешанная 4 Зимние сны зверей Воображение Смешанная 5 Зайчик Устойчивость Объемная поделка Стрессоустойч ивость Пластилинография 6 7 8 Такие добрые монстрики О чем мечтает снеговик Северный олень Воплощать Эмоции Объемная аппликация Поделка Трафарет (узоры, птицы, еловые ветки, снежинки), прессованный картон,акрил, губка Восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, сухая пастель, бумага Цветная бумага, декоративные глаза,помпоны маленького размера, для декора шапочки, ножницы, цветные карандаши Гуашь, акварель, пастель, плотная бумага, бросовый материал, клей ПВА. Картон белый, вата, декоративные Элементы Пластилин, доски для лепки, стеки. Цветная бумага, ножницы, простой карандаш, белый картон, бросовый материал, клей ПВА. Пряжа, заготовки головы оленя, фломастеры, декор для украшения фигурки. Февраль 1 Скатерть самобранка Штампование Штампование 18 Бумага с ажурным краем, акварель, штампы, наклейки 2 3 4 5 6 7 8 Домик Лесника Волшебные птицы От всего Сердца Снеговик Волшебное путешествие Гномики Сказочный Замок Лепка Игрушка Теплые оттенки Смешанная Сувенир Роспись Бросовый материал Объемная поделка Фантазия Рисование Соединение Смешанная Архитектура Рисование Воздушный пластилин, зубочистки, стеки, фольга. Картон цветной - основа, детали птиц из бросового материала. Деревянная заготовка в форме сердца, акрил Маленькие бутылочки белого цвета, шапочки из ниток и картона, подготовленные заранее, акрил, декор Бумага для рисования, гуашь, акварель, сухая и масляная пастель. Пряжа, декор. Восковые мелки, акварель, фломастеры, блестки, звездочки Март 1 Подарок для мамы 2 Кляксы 3 Театр эмоций 4 Весна идет Фантазия Лепка Талант Рисование Творчество Объемная поделка Пейзаж Рисование 5 Мое настроение Музыка Кляксография 6 Корзинка с Цветами Эстетика Пластилинография Фламинго Искусство Рисование Кукла Рукоделие Объемная поделка 7 8 Пластиковые стаканчики, воздушный пластилин, ленты. Акварель, бумага для акварели, Фломастеры Цветной картон, изображения зверей, ножницы Круглый спил дерева, акрил Бумага для акварели, Классическая музыка Картонная основа (квадрат), пластилин, Стеки Гуашь, палитра, плотная бумага Кухонные деревянные лопаточки, ткань, пряжа, декор Апрель 1 Город не спит Подбор Аппликация 2 Весенний День Настроение Рисование 3 Аквариум Точность Объемная поделка Домик для эльфов Рисунки на камнях Волшебный цветок Фантазия Лепка Форма Роспись Прием Объемная поделка 7 Панда Масштаб Рисование 8 Курочканаседка Пластилиногра фия Пластилинография 4 5 6 19 Картон черного цвета, старый конструктор «тико», ножницы, цветнаябумага, декор, природный материал Акварель, бумага для акварели, простые Карандаши Пластиковые одноразовые тарелки, плотная пленка, пластилин, блестки илимелкие (в крошку) ракушки Баночки для декора, глина. Крупная плоская галька, акрил Бумага, трубочки, заготовки листьев и лепестков, пластилин Плотная бумага, гуашь, двусторонняя бумага зеленого цвета, ножницы Картон, пластилин, стеки Май 1 Бабочка Художество Рисунок 2 Клоун Самовыражени е Смешанная Холст Рисунок Гибкость Объемная поделка Фантазия Аппликация Смайлики Дизайнер Декор Балерина Картина Объемная поделка Соразмерность Объемная поделка 3 4 5 6 Во французской стороне Превращения пушистой проволоки Золотая рыбка 7 8 Рожок с морожены м Акварель, бумага для акварели, простые карандаши, ластики, фломастеры Плотная бумага, цветная бумага, ножницы, ленты, помпоны, глаза декоративные, пушистая проволока Гуашь, плотная бумага, палитра Пушистая проволока, стразы, помпоны, декоративные глаза, деревянные палочки Голубой картон, цветная бумага, ножницы клей. Большие скрепки, воздушный пластилин, стеки. Уплотненный картон, заготовка балерины, мелкие камни. Картон светло-коричневого цвета, листы бумаги А4, цветные салфетки, палочкидеревянные, стразы, бусины 2.2. Режим и формы занятий Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Режим занятий: 2 раза в неделю. Учебный час по дополнительной программе в соответствии Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2: старшая группа 25 мин; в подготовительной к школе группе 30 мин. Программа ориентирована на две возрастные ступени: • Младший и средний дошкольный возраст – (для детей 3- 5 года); Занятия проводится с октября по май в течении учебного года, всего 8 месяцев. 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. • Старший и подготовительный к школе возраст – (для детей 6-7 лет). Занятия проводится с октября по май в течении учебного года, всего 8 месяцев. 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год. 20 2.3. Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников Цель: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Задачи: • показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей; 21 • поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей; • привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. Взаимодействие с семьями дошкольников Сроки 1 квартал 2 квартал 3 квартал Тема Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей» «Любит ли ваш ребенок творить?» Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей» Выставка детских работ Рекомендации родителям «Самовыражение ребёнка через творчество» «Почувствуй себя волшебником» Выставка детских работ Статья «ВозДУХ творчества» «Рисуем всей семьей» Форма проведения Стенд Анкетирование Сайт Сайт Практикум Сайт Мастерская для Родителей Выставка детских работ 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение программы Педагогические условия Программа может реализовываться педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее педагогическое образование. Педагог должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) с учётом специфики программы, вести в установленном порядке документацию, соблюдать права и свободы обучающихся (воспитанников), поддерживать связь с родителями (законными представителями), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, соблюдать трудовую дисциплину. Педагог помимо хорошей профессиональной подготовки должен обладать умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения с детьми. Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий, поэтому важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное 22 настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником. Организационные условия Занятия проводятся в групповом помещении во вторую половину дня. Для эффективного осуществления педагогического процесса создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок мог найти себе увлекательное занятие. При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований: соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения. Развивающая среда опирается на принципы: соответствия особенностям развития и саморазвития; информированности, обогащённости; активности; эмоциональной насыщенности; системности; статичности и подвижности; эмоционального благополучия и комфортности; обеспечения половых различий; универсальности. Материально-техническое обеспечение Оборудование: Стол детский двух-местный (4 шт.). Стул детский (8 шт.). Доска (1шт.). Шкаф для хранения пособий (1шт.). Мольберт (1 шт.). Ноутбук (1 шт.). Инструменты и материалы: Карандаши цветные. 23 Графические карандаши. Фломастеры. Восковые мелки. Гуашь. Акварельные краски. Кисточки. Поролоновые тампоны. Клей карандаш. Стаканчики-непроливайки. Салфетки для кисточек. Подставка для кисточек. Салфетки х\б для рук. Копировальная бумага. Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, глина, соленое тесто, нитки, природный материал и др. Бумага разного формата и фактуры. Различные декоративные элементы. Учебно – методические пособия: Аудиозаписи в соответствии с темами занятий. Сборник терапевтических сказок. Сборник стихотворений о природе. Сборник загадок для детей. Игрушки. Дидактический материал в соответствии с темами занятий. Картины русских и зарубежных художников. 3.2.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Белошистая А.В. «Я рисую мир. Деревья» -М.: Просвещение», 2011. 2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» М.: АРКТИ, 2008. 3. Богданова Г.И. Основы цветоведения и ознакомление с цветом детей дошкольного возраста – Научно-методический Центр Проблем Детства, Екатеринбург, 1996. 4. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. 5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству - М.: «ТЦ Сфера», 2002. 24 6. Гризик Т.И., «Маленький помощник» – М.: Просвещение, 2003. 7. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 8. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004. 9. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005. 10.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России, 2007. 11.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 12.Комарова Т.С., Размылова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве – М.: Педагогическое общество России, 2007. 13.Комарова Т.С., Сакулина Т.С., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию – М.: Просвещение, 1991. 14.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011. 15.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 16. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 17. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1985. 18. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 19. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» - Ярославль, Академия развития, 2009. 20. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997. 21. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001 Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач. 25 Подготовительный этап Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д. Основной этап Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; консультации для родителей и педагогов. Заключительный этап Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайте. 26 Список литературы 1. Белошистая А.В. «Я рисую мир. Деревья» -М.: Просвещение», 2011. 2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» М.: АРКТИ, 2008. 3. Богданова Г.И. Основы цветоведения и ознакомление с цветом детей дошкольного возраста – Научно-методический Центр Проблем Детства, Екатеринбург, 1996. 4. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001. 5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству - М.: «ТЦ Сфера», 2002. 6. Гризик Т.И., «Маленький помощник» – М.: Просвещение, 2003. 7. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 8. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004. 9. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005. 10.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России, 2007. 11.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 12.Комарова Т.С., Размылова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве – М.: Педагогическое общество России, 2007. 13.Комарова Т.С., Сакулина Т.С., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию – М.: Просвещение, 1991. 14.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011. 15.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 16. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012. 17. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1985. 18. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 19. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» - Ярославль, Академия развития, 2009. 27 20. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997. 21. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. 22. Копытин А.И. Свистовская Е.Е. «Арт-терапия детей и подростков» - издательство «Когито-Центр», 2017. 23. Тарарина Е. «Практикум по арт-терапии в работе с детьми» - М.: ООО «Вариант», 2019 28 Приложение 29 Приложение №1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации программы необходимо хорошо усвоить содержащиеся в ней основные понятия, которые относятся к творческой деятельности детей. Детское художественное творчество – процесс сознательного создания детьми нового, субъективно и объективно значимого продукта деятельности, в ходе которого реализуется их художественный потенциал и ранее ими усвоенный изобразительный, познавательный, эмоциональный и социальный опыт для отображения своих представлений, впечатлений, отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность – процесс, направленный на формирование и развитие изобразительных умений, необходимых для создания художественно-выразительного образа. Живописно-графическое творчество – процесс создания детьми на плоскости выразительных образов, отражающих все многообразие мира, с помощью художественных эталонов. Конструктивное творчество – процесс создания детьми из различных материалов субъективно и объективно значимых, относительно полезных поделок, в ходе которого происходит использование накопленного опыта и его обогащение. Пластическое творчество – процесс создания детьми пластических образов при использовании ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к предметам, объектам и явлениям окружающей действительности и себе. Декоративное творчество – процесс создания детьми различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида народного декоративно-прикладного искусства и преобразования их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами. Художественно-изобразительный потенциал – врожденная неосознаваемая способность ребенка чувствовать гармонию цвета, формы, композиции, 30 проявляющаяся деятельности. в художественном творчестве, изобразительной Изобразительная грамота – система законов и правил искусства, позволяющая грамотно структурировать элементы художественновыразительного образа в единую композицию. Выразительные средства искусства – система художественных свойств и отношений, вырабатываемая художниками в различные исторические периоды и отражающая разнообразные стилистические направления искусства. Художественный образ – средство и форма освоения жизни искусством. В отношении детей принято говорить о художественно-выразительном образе (средство и форма отображения детьми предметов и явлений окружающей действительности благодаря творческой деятельности). Художественные эталоны – система исторически сложившихся, общепринятых художественных свойств и отношений, адаптированная для детей дошкольного возраста и усваиваемая ими в качестве художественноизобразительного инструментария, необходимого при создании выразительного образа. Структурными компонентами художественных эталонов являются цвет, форма, композиция, художественные техники. Амплификация художественного развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов художественного творчества, а также общения детей со сверстниками и взрослыми по поводу создания выразительного образа. Вектор творческого развития – индивидуальный маршрут развития художественного творчества каждого воспитанника, учитывающий его возможности и способности. При этом ребенок активен в выборе содержания своего образования, он становится субъектом художественного образования. Художественно-эстетическая предметно-пространственная развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детского художественного творчества в соответствии с особенностями каждой возрастной группы, при обеспечении охраны и укрепления здоровья детей, учете особенностей их развития. 31 Приложение №2 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ф. И. ребёнка Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий). Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго? Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок? 5. Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете кинофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи? 6. Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять? 7. Всегда ли доделывает свою работу до конца? 8. Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего? 9. Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете? 10. Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая? 1. 2. 3. 4. 32 Приложение №3 ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: -предпочитаемые виды занятий, игр; -самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); -отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); -инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); -реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); -использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам: 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; 2.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; 3.Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его; 4.Склонен к рискованным действиям; 5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; 7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; 8. Нонконформист, не боится отличаться от других; 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов. Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка. Особенности диагностики: *Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время. *Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса. 33 *Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт. *Игра, тренинги являются основными методами. *Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период. *Снят лимит времени. Основные показатели при диагностировании: -Беглость. -Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).Оригинальность (стандартный ответ или нет). -Устойчивость интереса. -Целостность (способность придавать продукту завершённый вид). Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут. 1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А –фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка. 2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название. 3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей. Основными показателями креативности выступают: -продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания; -гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому; -оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей; -разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел. Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков. Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии. 34 Приложение №4 РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН «Золотая осень» И.Левитан «Подсолнухи» Ван Гог 35 «Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами» В. Кандинский «Спортсмены» К. Малевич 36 «Зимний сон» А. Васнецов «Утро в сосновом лесу» И. Шишкин 37 «Девочка с персиками» В.Серов «Сосна Берто в Сен-Тропе» П. Синьяк 38 «Звезда балета» Э. Дега «Рыбки в бутылке» Л. Юдин 39