ДОП социально-педагогической направленности ГРАМОТЕЙ на 2024-2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 32
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4
Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33
E-mail: madou32ekb@mail.ru
Сайт: http://32.tvoysadik.ru

Принято
На заседании педагогического совета
МАДОУ детский сад № 32
Протокол № 1 от «30 »августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
от 5 до 7 лет
«Грамотей»

Срок реализации 2 года

Автор-разработчик:
Сергеева Н.А.,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Учебный (тематический) план. Содержание учебного (тематического плана).
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
2.3. Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
Направленность программы: социально-педагогическая.
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности подготовка к школе «Грамотей» для
детей от 5 до 7 лет (далее- Программа) разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

«Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от
27.01.2020 г. № 34-д);
 Уставом МАДОУ детский сад № 32;
 Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАДОУ детский сад № 32.
Актуальность проблемы полноценного развития ребёнка, начиная с
дошкольного возраста, подтверждается рядом фактов и положений. К ним можно
отнести как общественные ожидания по отношению к дошкольному образованию,
содержание которых изменились в свете новой государственной политики в
демографической области, так и социальный и государственный заказ. В
Федеральной программе развития образования до 2020 года подчёркивается

необходимость создания в дошкольном образовании «условий для наиболее
полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста на основе
индивидуального подхода». Расширение сферы дополнительного образования,
гибкость и многообразие форм предоставления дополнительных образовательных
услуг является одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования,
обеспечивающей преемственность между всеми сферами социального становления
ребёнка.
Отличительные особенности. Новизна образовательной программы
Подготовка к школе «Грамотей» заключается в том, что она предполагает
использование современных педагогических технологий, позволяющих
активизировать деятельностей и мыслительные процессы ребёнка, включить его в
изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на
формирование у дошкольников необходимого уровня психологической
готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной
готовности к школе.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст уже может и хочет заниматься, проявляет большой
интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний,
умений, навыков. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной
группе составляет от 5 до 14 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся в старшей группе 25 минут, в
подготовительной группе по 30 минут 2 раза в неделю.
Объем программы: 128 часов.
Срок освоения: 2 года.
Уровневость. «Стартовый уровень».
Формы обучения. Индивидуально-групповая, групповая, очная.
Виды занятий - беседа, практическое занятие, игра, комбинированное
занятие.
Формы подведения результатов. В качестве итоговых форм
используются: итоговое мероприятие «Путешествие в Грамотеево царство».
Аттестация обучающихся (оценка степени освоения программы): промежуточная
(декабрь), итоговая (май). Таким образом, проверка знаний происходит в середине
и конце года: фиксируются знания, умения и навыки по развитию речи, базовым
математическим представлениям и основам звуко-буквенного анализа. Результаты
проверки заносятся в дневник наблюдений за познавательно-речевым развитием
детей отражающий уровень усвоения программного материала.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: обеспечение формирования готовности к обучению в
начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств,
творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к

школе.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: Развитие математических представлений и логики.
Задачи при реализации данной программы по первому разделу:
Обучающие:
- развитие элементарного осознания явлений языка и речи, освоение детьми
навыка звукобуквенного анализа слова;
- обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с
постепенным переходом к чтению целыми словами.
Развивающие:
- развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить, свободно
пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
-развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ
слов, правильно определять и давать характеристику звука).
Воспитательные:
- формирование интереса к чтению;
- воспитание любви к родному краю, родному языку, культуре и традициям.
Задачи при реализации данной программы по второму разделу:
Обучающие:
- формирование пространственных представлений;
-формирование графических навыков.
Развивающие:
развитие
любознательности,
познавательной
активности,
самостоятельности ребёнка;
- развивать математические представления о числах и цифрах;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, сохранение и
укрепления его психофизического здоровья.
Воспитательные:
-формировать мотивацию к учебной деятельности;
-воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;
-воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные,
познавательные, регуляторные;
-воспитывать любознательность и сообразительность;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и
т.д.);
-способствовать формированию чувства уверенности в своих силах,
самостоятельности, инициативности.

1.3. Учебный (тематический) план
Первый год обучения
№
п/п

1.

2.

3.

Количество часов

Название раздела,
темы

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение грамоте)
Числа-цифры
(Развитие
математических
представлений и
логики)
Арифметические
задачи (Развитие
математических
представлений и
логики)
Итого

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

32

8

24

Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

28

7

21

Анализ работ

64

16

48

Второй год обучения
№
п/п

1.
2.

3.

Количество часов

Название раздела,
темы

Звуки и буквы
(Развитие речи и
обучение грамоте)
Числа-цифры
(Развитие
математических
представлений и
логики)
Арифметические
задачи (Развитие
математических
представлений и
логики)
Итого

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

32

8

24

Педагогическое
наблюдение

4

1

3

Педагогическое
наблюдение

28

7

21

Анализ работ

64

16

48

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
1. Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) (32 часа)
Теория: характеристика гласных звуков и согласных звуков, выделение
гласного звука в словах, распознавание гласного звука, соотнесение гласного
звука и буквы, определение места гласного звука в слове, игра «Узнай звук»,
«Поймай звук», «Где спрятался звук», «Придумай слово на звук».
Практика: сопоставление буквы и ее графического образа, зарисовка,
лепка, выкладывание из счетных палочек, конструирование из нетрадиционных
материалов образа буквы. Праздник первой буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа, зарисовка, лепка, выкладывание из счетных палочек,
конструирование из нетрадиционных материалов образа буквы. Викторина
«Угадай-ка», конкурс чтецов, выставка рисунков «Моя любимая буква», квест
«Найди буквы», коллективная творческая работа по изготовлению игры «Мой
букварь».
2. Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики)

(8часов)
Теория: изучение цифр от 5 до 10, математических знаков> <
Практика: Число 5. Число 10. Счет предметов. Сравнение групп предметов
по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел
десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел
натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счет, его
отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных
элементов. Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и
вычитание чисел, смысл арифметических операций, название и обозначение
действий, знаки «+» и «-». Целое и часть. Состав чисел первого десятка из
двух слагаемых
3. Арифметические задачи (развитие математических представлений и
логики) (28 часов)
Теория: развитие умение решать логические задачи
Практика: составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на
наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и
схематического рисунка по задаче.
Второй год обучения
1. Звуки и буквы (развитие речи и обучение грамоте) (32 часа)
Теория: характеристика гласных звуков и согласных звуков, выделение
гласного звука в словах, распознавание гласного звука, соотнесение гласного
звука и буквы, определение места гласного звука в слове, игра «Узнай звук»,
«Поймай звук», «Где спрятался звук», «Придумай слово на звук».

Практика: сопоставление буквы и ее графического образа, зарисовка,
лепка, выкладывание из счетных палочек, конструирование из нетрадиционных
материалов образа буквы. Праздник первой буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа, зарисовка, лепка, выкладывание из счетных палочек,
конструирование из нетрадиционных материалов образа буквы. Викторина
«Угадай-ка», конкурс чтецов, выставка рисунков «Моя любимая буква», квест
«Найди буквы», коллективная творческая работа по изготовлению игры «Мой
букварь».
2. Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики)

(8часов)
Теория: изучение цифр от 5 до 10, математических знаков> <
Практика: Число 5. Число 10. Счет предметов. Сравнение групп предметов
по количеству. Устная нумерация. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел
десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел
натурального ряда. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счет, его
отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных
элементов. Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и
вычитание чисел, смысл арифметических операций, название и обозначение
действий, знаки «+» и «-». Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух
слагаемых
3. Арифметические задачи (развитие математических представлений и
логики) (28 часов)
Теория: развитие умение решать логические задачи.
Практика: составление задач по рисункам. Решение задач с опорой
на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и
схематического рисунка по задаче.

1.4. Планируемые результаты
Первый год обучения
Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте.
Предметные результаты:
знает все буквы;
-различает чем характеризуется звук, чем звук отличается от буквы;
- делает фонематический анализ и синтез;
- выделяет звук в словах;
- распознаёт звуки;
- определяет место звука в слове;
- читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Метапредметные результаты:
-договаривается, приходит к общему решению в совместной деятельности;
- задает вопросы;
-используют речь для регуляции своего действия;
- понимает цели выполняемых действий;
- включается в самостоятельную деятельность;
- выполняет задания по инструкции педагога, по заданным правилам;
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием литературы;
- обобщает, делает выводы.
Личностные результаты:
- демонстрирует ответственность, самостоятельность, усидчивость на
занятиях;
- проявляет познавательный интерес к занятиям;
- проявляет способности к самооценке на основе критериев успешности
познавательной деятельности;
-проявляет сочувствие, самоуважение в игровой, продуктивной
деятельности;
- проявляет интерес к чтению;
- проявляет любовь к родному краю, родному языку, культуре и традициям.
Второй раздел: Развитие математических представлений и логики.
Предметные результаты:
- объединяет группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым.
- находит части целого и целое по известным частям.
- сравнивает группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами.
- считает в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- сравнивает, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

- определяет состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- соотносит цифру с количеством предметов.
- измеряет длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их
длины, ширины, высоты.
- выражает словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- называет части суток, последовательность дней в неделе,
последовательность месяцев в году.
Метапредметные результаты:
-выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей;
-называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа.
- включается в самостоятельную деятельность;
- выполняет задания по инструкции педагога, по заданным правилам;
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения
заданий сиспользованием литературы;
Личностные результаты:
- демонстрирует ответственность, самостоятельность, усидчивость
занятиях;

на

- проявляет познавательный интерес к занятиям;
- проявляет способности к самооценке на основе критериев успешности
познавательной деятельности;
- проявляет сочувствие,
самоуважение в игровой, продуктивной
деятельности;

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение
Оборудование: интерактивная доска, звуковая азбука.
Материалы и инструменты:
- схемы предложений, слов, цветовые карточки, карточки-задания.
Компьютерная техника:
-ноутбук «HP».
- информационное обеспечение
1. Упражнения для подготовки к школе shkolaveka.ru/articles/igry-iuprazhneniya-dlya-podgotovki-k-shkole/
- кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов
среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого,
как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной
программы;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка,
направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной
общеобразовательной программы;
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное
педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа
может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
- методические материалы
Программа предназначена для дополнительной работы, осуществляемой за
рамками основного учебного плана, по подготовке детей 6-7 лет к школе. По виду
программа парциальная; направленность программы - познавательная; язык
образования - русский. Модифицированная программа «Скоро в школу» детей
старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями: первое
направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на
основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н.,
Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»,
Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий:
Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс
математики для дошкольников».
При реализации данной рабочей образовательной программы применяются

словесные, наглядные, игровые и практические приёмы, методы взаимодействия
взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа, подвижные игры,
экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические,
фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти);
используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным
изображением звуков (красный - гласный, синий - согласный твёрдый, зелёный согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач;
сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.
Основные формы обучения носят интегративный характер, позволяют
развивать разные виды деятельности дошкольников. 1. Игра. Обучающийся
осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью
игры естественно. Использование игры эффективно при организации
коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Тематика игр и
упражнений очень разнообразная: «Волшебная буква», «Живой конструктор»,
«Буквы перепутались», «Разноцветные грузовики», «Волшебные цветочки», «Кто
скорее?», «Поможем куклам», «Что в корзинке?», «Озорной дождик», «Слушай
внимательно», «Собери буквы – составь слова», «Весёлые утята», игрысоревнования «Кто быстрей соберет слово», «Найди нужную схему слова», игры с
мячём «Измени слово», «Громко хлопни», «Цепочка» и пр. 2. Работа по букварю, в
рабочей тетради, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы).
Чтение является основной формой восприятия художественной литературы.
Работа по букварю, в рабочей тетради – основные формы работы с детьми,
которые помогают детям закрепить знания по всем темам программы.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня
развития математических представлений ребенка (начального уровня и
динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение
личностно-социального поведения
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму
детей 6 - 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради,
диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития
математических способностей с использованием диагностических игровых
заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка
дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального
поведения с использованием метода наблюдения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическоеразвитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Г еометрические фигуры и величины
Методической базой для определения содержания воспитательнообразовательного процесса явились следующие программы и пособия:
- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для
подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
- Жукова Н.С. «Букварь».2012;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .Волгоград: Учитель,2006;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое
пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург.2015;
- Сычева
Г.Е.
Формирование
элементарных
математических
представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва.
Издательство Гоном. 2011;
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих
первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе».
ООО «Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн - ПРЕСС».2013;
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20.
Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.

3. Список литературы

1. Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013;
2. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к
школе» М.. Школьная Пресса. 2010;
3. Жукова Н.С. «Букварь».2012;
4. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Изд-во «Ювента».2012;
5. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград:
Учитель,2006;
6. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие
для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
7. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург.
2015;
8. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
9. Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
10. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва.
Издательство Гоном. 2011;
11. Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих
первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014;
12. Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО
«Издательство АСТ», 2013;.
13. Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр - пропись
«Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн - ПРЕСС».2013;
14. Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся
со временем. ООО ВК «Дакота» 2012.

Приложение 1
Диагностическая карта № 1
Название кружка «Скоро в школу»
Содержательная составляющая программы кружка - обучение чтению,
письму и счёту
Направленность - речевая
Руководитель
Учебный год –
Параметры диагностики
№ Ф.И.
Итого Уровень
п/ ребенка
баллов
п группа
Значение Подбор
слова
обобща
ющих
слов

Составле Диффере Количес Чтение
ние
нциация тво
слов и
предложе звуков
звуков, предлож
ний
слогов в ений
слове
окт май окт май окт май окт май окт май окт май окт май окт май

Выводы (октябрь) ........... (текстом)
Выводы (май) ............ (текстом)
Сроки диагностики: Входная диагностика - октябрь, Итоговая диагностика
- май. Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий Критерии оценки по каждому
параметру:
Владеет и может применять самостоятельно ...... (высокий
уровень);
Знает и владеет (средний уровень)
Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)
Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) - 10-14 баллов, Высокий (В)
16-18
баллов.
Примерные задания по каждому параметру.

Словарь
1.
Дидактическая игра «Опиши предмет»
Материал: различные предметные картинки.
2.
Дидактическая упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз. (Для кукол), предметные картинки с
изображением продуктов питания (муляжи).
3.
Беседа по вопросам «Расскажи о ручке»
4.
Дидактическая игра «Подбери слово»
1.
Задание
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро,
цветы.
Просит ответить на вопросы:
Что это? (Шар.)
Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2.
Задание
К кукле Маше пришли гости. Что нужно поставить на стол? Назови одним
словом чашку, кружку, блюдце.
Назови известные предметы посуды.
3.
Задание
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь? Как ты понимаешь
значение слова «ручка»?
4.
Задание
А) Одна тарелка глубокая, а другая - .. .(мелкая); один стакан высокий, а
другой - ... (низкий).
Б) Бежит ручеек, бежит собака, бежит вода из крана. Об одном и том же я
сказала по-разному. Как сказать по-другому? Бежит Г рамматика
1.
Дидактическое упражнение «Один -много»
Материал: предметные картинки.
2.
Дидактическая игра «Зайкина гимнастика»
Материал: плюшевый заяц.
3.
. Дидактическая игра «Прятки»
Материал: набор мелких игрушек (комар, муха, шмель, пчела, оса) или
предметные картинки с их
изображением.
1.
Задания
Воспитатель показывает предметную картинку - кошка. Кто это? Как
называют детеныша кошки? (котенок) Один - котенок, а если их много - ...
(котята).

2.
Задание
Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги,
скачи, стой,
наклонись)
Сегодня заяц будет делать гимнастику. Мы даем команды, а заяц их
выполняет.
Но говорить надо правильно. Если ошибаешься, заяц не выполнит
команду. После зарядки заяц прощается с детьми.
3.
Задание
Активизировать употребление в речи предлогов и наречий с
пространственным значением (в, на, за, около, между).
К нам в группу прилетели гости. Посмотрите по сторонам, попробуем
найти их. Где спряталась муха? (на подоконнике) А где комар? (за цветком) А где
пчела? (в тумбочке)
Связная речь
1.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
2.
Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
3.
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок, игрушки щенок и собака.
1.
Задание
А) Надевать, пальто, девочка.
Б) Бабушка, книжка, читать, внук.
2.
Задание
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной
из них.
Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа.
За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
3.
Задание
Дети сравнивают щенка и взрослую собаку и щенка, выделяя одинаковые и
отличительные признаки.
Составь по каждой картинке одно предложение. Вспомни, о чем ты
рассказывал.
Фонетика
1.
Дидактическое упражнение «Назови картинку»
Материал: предметные картинки.
2.
Задание «Найди звук»
3.
Звуковой анализ слова
Материал: звуковая модель слова, фишки.

1.
Задание
Посмотри на картинку. Что изображено? (воспитатель отмечает звуки,
которые ребенок не произносит)
2.
Задание
Воспитатель произносит слово и просит определить местоположение звука
в слове (начало, середина, конец).
3.
Задание:
Посчитай количество слогов.
Выполни звуковой анализ слова.
Материал: касса букв.
Учитель составляет слоги, простые зеркальные слова (3-5). Ребенок
должен прочитать.
Мелкая моторика
1.
Дидактическое упражнение «Штриховка, обведение по контуру»
2.
Печатание букв, слогов, слов.
1.
Задание
Воспитатель раздает карточки с заданием.
Обведи по контуру и заштрихуй по образцу.
2.
Задание
Письмо букв под диктовку.
Копирование слогов и слов.

Приложение 2
Диагностическая карта № 2
Название кружка «Скоро в школу»
Содержательная составляющая программы кружка - обучение чтению,
письму и счёту
Направленность - познавательная
Руководитель
Учебный год –
Параметры диагностики
№ Ф.И.
Итого Уровень
п/ ребенка
баллов
п группа
Устны
й счет
в
предел
ах 10

Соотно
шение
цифр и
чисел

Ориент
ировка
в
простра
нстве

окт май окт май окт

Состав
ление
фигур
из
частей

Устан
овлен
ие
соотве
тсвия
между
элеме
нтами
двух
множе
ств

Решен
ие
логич
еских
задач

май окт май окт май окт май окт май окт май

Выводы (октябрь) ...... (текстом)
Выводы (май) ........ (текстом)
Сроки диагностики:
Входная диагностика - октябрь,
Итоговая диагностика - май.
Уровни развития: Низкий, Средний, Высокий Критерии оценки по каждому
параметру:
- Владеет и может применять самостоятельно (высокий уровень);
- Знает и владеет (средний уровень)
- Имеет знания на уровне представлений (низкий уровень)

Условные обозначения диагностики: 1,2,3 балла (от низкого к высокому)
Подсчет баллов производится путем математического сложения баллов и их
деления на количество параметров. В данном случае, где 6 параметров:
Низкий уровень (Н) - 6-9 баллов, Средний (С) - 10-14 баллов, Высокий (В)
16-18 баллов.
Примерные задания по каждому параметру:
Счёт до 10
Дидактическая игра «Вкусные конфеты».
Дидактическое упражнение «Веселые игрушки».
Материал: 10 разных мелких игрушек Задания:
1.
Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2 Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
Посчитай все игрушки.
Сколько всего игрушек?
Который по счету мишка?
А мячик? И т. п.
Работа с множествами
1.
Дидактическое упражнение: «Посчитай»
Материал: карточка с изображением предметов.
2.
Дидактическая игра «В огороде»
Материал: карточки с изображением овощей 1.Задание: сосчитай, сколько
на картинке предметов.
2. Задание: посчитай и сравни предметы по количеству; расставь знаки «<»,
«=», «>».
3.
Задание: объясни где «больше (меньше)» и «на сколько больше
(меньше)». Представление о числах и цифрах
1.
Дидактическое упражнение «Засели жильцов в домик»
Материал: наглядное пособие «Домик с окошками», карточки с числами от
1 до 9, счетные палочки.
2.
Тест «Цифра и число»
3.
Дидактическое упражнение.
«Математический диктант»
4.
Дидактическое упражнение «Кто и где живет?»
1. Задание: засели домики числами.
2.
Задание: Зачеркни столько предметов, сколько указано цифрой.
3.
Задание: запиши цифры под диктовку (5, 2, 3, 1, 6, 8, 10, 4, 9).
4.
Задание: Назови соседей числа 3.
Назови число, которое идет за числом 6.
Назови предыдущее число 2

Назови соседей числа 8.
Назови последующее число 4.
Устный счет в пределах 10.
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Задание: подумай и дай правильный ответ:
Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.)
К 9 прибавить 1?
Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.)
Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
-А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Работа с геометрическим материалом
1.
Дидактическое упражнение «Найди геометрическую фигуру»
Материал: карточка с изображением геометрических фигур
2.
Дидактическая игра «День рождения Винни -Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на 2 части, а
1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
3.
Дидактическое упражнение «Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см условная мерка
4.
Дидактическое упражнение «Продолжи ряд».
Материал:
карточка с изображением геометрических фигур, причем
у
последующих измены два признака.
Вопросы:
Что ты видишь на карточке?
Кике геометрические фигуры ты видишь?
Задание: заштрихуй все круги желтым цветом, все квадраты - синим
цветом, треугольники - зеленым, овалы - красным и прямоугольник - черным.
2.
Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их
делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на 2 (4)
равные части. Подумай и ответь: Часть круга, и квадрата больше или меньше
целого?
3.
Задание: рассмотри дорожки.
Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая
короткая? Как это проверить?
4.
Задание: нарисуй фигуры, изменяя два признака.
Умение ориентироваться на листе бумаги
Игра «Волшебная карандаш».

Материалы: лист бумаги с изображением разных картинок.
Задание: раскрась картинку в левом верхнем углу - в желтый цвет, в левом
нижнем - в зеленый цвет, в правом верхнем - в красный цвет, в правом нижнем - в
синий цвет, в середине листа - в коричневый цвет.
Решение задач
1. Дидактическое упражнение
Материал: цифры от 0 до10, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки 2.
Дидактическое задание «Заполни пустые клеточки»
Материал: таблица с изображением геометрических фигур.
3.
Игра «Танграм»
Материал: геометрические фигуры, образцы.
1 Задание:
1.
Рассмотри картинки, реши задачи и запиши их решения и составь
задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
2.
Вопросы:
Посмотри внимательно на табличку.
Здесь много клеток.
Что в них нарисовано?
Сколько разных геометрических фигур каждом ряду?
Назови эти фигуры. Сколько в табличке вопросительных знаков?
Задание: впиши вместо вопросительных знаков недостающие фигуры.
3.
Вопросы:
Из каких геометрических фигур построены образцы?
Задание: из деталей игры построй по образцу.
Приложение 3
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи с
элементами обучения грамоте «Как оленёнку маму искали»
Программное содержание.
Продолжать обучать построению связных монологических высказываний
через составление описательных рассказов, используя модель.
Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих
различные пространственные отношения (из; из-за; за, в) .
Обучать составлению сложноподчинённых предложений.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) притяжательные
прилагательные.
Развивать фонематический слух: определять место звука в слове,
упражнять в дифференциации звуков. Совершенствовать умение детей проводить
звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные
звуки. Развивать фонетический слух, продолжать учить делить слова на слоги.

Формировать умение правильно держать фломастер. Развивать мелкую моторику.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Предварительная работа.
Чтение сказки В. Орлова «Как олененку маму искали». Беседа по
произведению, обыгрывание сказки. Проведение дидактической игры «У кого
кто». Беседа по теме «Дикие животные».
Материалы и оборудование.
Картинный материал «Дикие животные», пособие по работе с предлогами,
маски животных, пособие по зрительной гимнастике «Белка», карточки-схемы,
карточки к игре «Найди маму», металлофон.
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку «Как олененку маму
искали». Вы помните эту сказку? Чтобы попасть в эту сказку нужно выполнить
несколько заданий. Посмотрите внимательно на доску, на ней закреплены картинки
животных. Какие это животные?
Задание первое.
Выберите тех животных, которые не живут в сказке.
Ребята, какие животные у нас остались?
Разделите на слоги слово ЛИСА с помощью хлопков. Сколько слогов
в этом слове?
Слово БЕЛКА разделите на слоги тихим голосом. И так делим на слоги
каждое слово.
Задание второе.
Ребята, а еще животные очень любят прятаться. Посмотрите
внимательно на картинку на мольберте и скажите, кто из животных где спрятался,
и как вы догадались? Отвечать нужно полным предложением. Например, за кустом
спрятался заяц, потому что из-за куста видны заячьи уши.
А сейчас я предлагаю поиграть с белкой, для того чтобы наши глазки
отдохнули. Зрительная гимнастика «Белка». Нарисуйте белку глазками, шея и
голова неподвижны, а двигаются только глазки, следуя за указкой.
Задание третье.
У меня картинка с изображением барсука и четыре схемы слов - это
карточки с синими, красными, зелеными фишками. Произнесите негромко
название животного, посчитайте, сколько звуков в этом слове и подберите к нему
схему.
Согласны ли вы? Сколько звуков в слове БАРСУК? Какой первый
звук? Назовите его. Он гласный или согласный? Какой фишкой мы его обозначили?
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь пора и отдохнуть!

Физминутка «На водопой».
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой. (Идут по кругу.) За
мамой
лосихой топал
лосенок.
(Идут, громко
топая.)
За мамой лисицей крался лисенок. (Крадутся на носочках.) За мамой
ежихой катился ежонок. (Двигаются в полуприседе.) За мамой медведицей шел
медвежонок. (Идут вперевалку.) За мамою белкой скакали бельчата.
(Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой - косые зайчата. (Прыгают, сделав ушки из ладоней.)
Волчица вела за собою волчат. (Крадутся большими шагами.) Все мамы и дети
напиться хотят. (Поворачиваются в круг лицом, делают лакательные движения.)
Дети остаются на ковре, там стоят стулья и мольберт, на котором модель
составления рассказа. Звучит металлофон.
Наконец-то мы с вами добрались до сказки. Ребята, мы вспомнили
животных, которые живут в этой сказке, а что же там происходило? Что услышала
девочка в лесу? Кто же это был? Кто пришел на помощь малышу? А теперь
представьте, что лесные мамы захотели стать мамой олененку. Олененком мы
выберем Мишу, белкой - Дашу, ежихой - Валю, медведицей - Настю. (Надеваю на
детей маски животных.)
Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным и полным, мы
будем использовать модель рассказа. (На мольберте модель рассказа о диких
животных.) Сначала нужно рассказать о внешнем виде животного. Продолжить
рассказом о том, где оно живет. Затем рассказать, чем оно питается, а закончить
рассказом о детенышах этого животного. Если вы забудете, о чем нужно
рассказывать, то посмотрите на модель и вспомните. В рассказе пользуйтесь
словами из текста сказки. Расскажите о себе так, чтобы только вас олененок хотел
бы видеть своей мамой.
После всех рассказов о животных вопрос олененку:
Узнал ты свою маму?
Дети, почему оленёнок не выбрал этих животных своей мамой, ведь
они такие замечательные мамы?
Потому что для каждого малыша его мама лучше всех. Оленёнок,
расскажи о своей маме.
Молодец, олененок. Ты хорошо знаешь приметы своей мамы.
Ребята, давайте поможем оленёнку найти его маму. Садитесь за свои
столы, и мы поиграем в игру «Найди маму». Возьмите фломастеры и карточку. На
карточке несколько контурных изображений лесных мам. Найдите и обведите
фломастером маму оленёнка.
Спасибо вам, ребята! Вы помогли оленёнку найти свою маму. (Звучит

металлофон). Вот и закончилась наша сказка.
Ребята, а чем мы сегодня занимались? Я предлагаю вам
самостоятельно оценить себя, свои знания. Если вы считаете, что выполнили
правильно все задания - поставьте себе красный кружок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».