Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Волна вдохновения на 2021-2022 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 32
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ
620149 г. Екатеринбург, ул. Михеева, д.4
Тел. +7(343)223-44-44/+7(343)223-43-33
E-mail: madou32ekb@mail.ru
Сайт: http://32.tvoysadik.ru

Принято
На заседании педагогического совета
МАДОУ детский сад № 32
Протокол № 1 от «31 »августа 2021 г.

Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 32
_____________Л.М. Стародуб
Приказ № от 31.08.2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ от 5 до 7 лет
«ВОЛНА ВДОХНОВЕНИЯ»
Срок реализации 1 год

Автор-разработчик:
Русакова Валентина Александровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Учебный (тематический) план
1.3. Содержание учебного(тематического) плана
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
2.3. Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования
Направленность программы: художественно-эстетическая.
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Волна
вдохновения» (далее - Программа) разработана в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
 Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

«Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области»
(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от
27.01.2020 г. № 34-д);
 Уставом МАДОУ детский сад № 32;
 Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их утверждения в МАДОУ детский сад № 32
Актуальность проблемы полноценного развития ребёнка, начиная с
дошкольного возраста, подтверждается рядом фактов и положений. К ним можно
отнести как общественные ожидания по отношению к дошкольному образованию,
содержание которых изменились в свете новой государственной политики в
демографической области, так и социальный и государственный заказ. В
Федеральной программе развития образования до 2020 года подчёркивается

необходимость создания в дошкольном образовании «условий для наиболее
полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста на основе
индивидуального подхода». Расширение сферы дополнительного образования,
гибкость и многообразие форм предоставления дополнительных образовательных
услуг является одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования,
обеспечивающей преемственность между всеми сферами социального становления
ребёнка.
Отличительные особенности. Программа «Волна вдохновения» направлена
на развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей,
познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами
практических действий, приобретение ручной умелости и появление
созидательного отношения к окружающему миру.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей
творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В
процессе реализации программы у дошкольников развивается способность
работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук,
точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для
подготовки к письму, к учебной деятельности.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе 5-7 лет. Старший
дошкольный возраст уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к
организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений,
навыков. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной группе
составляет от 5 до 14 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся в старшей группе 25 минут, в
подготовительной группе по 30 минут 2 раза в неделю.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения: 1 год.
Уровневость. «Стартовый уровень».
Формы обучения. Индивидуально-групповая, групповая, очная.
Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде игровой
деятельности, которая состоит из теоретической и практической части.
Формы подведения результатов. В качестве итоговых форм
используются: итоговое мероприятие (творческий отчет).
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие творческих способностей детей 5-7 лет
посредством художественного ручного труда.
Задачи:
Обучающие:
- формирование пространственных представлений;

- ознакомление с основными приемами работы с различными материалами и
инструментами.
Развивающие:
развитие
любознательности,
познавательной
активности,
самостоятельности ребёнка;
- развивать образное и пространственное мышление, развить моторику рук,
глазомер;
- развивать технологию: работы с бумагой и картоном, с природным
материалом, с тканью, с пластилином и т.д.;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, сохранение и
укрепления его психофизического здоровья.
Воспитательные:
-воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающегомира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
-воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;
-воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные,
познавательные, регуляторные;
-воспитывать любознательность и сообразительность;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и
т.д.);
-способствовать формированию чувства уверенности в своих силах,
самостоятельности, инициативности;
- воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей
самостоятельной жизни.

№
п/п

1.3.Учебный (тематический) план
Название раздела,
Количество часов
темы
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Рисование

25

10

15

Выставка

2.

Объемная поделка

17

7

10

3.

15

5

10

4.
5.

Смешанная
(аппликация)
Декорирование
Пластилинография

4
8

1
1

3
7

6.

Граттаж

2

1

1

7.

Штампование

1

0

1

Презентация
работ
Презентация
работ
Анализ работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Итого

72

25

47

Содержание учебного (тематического) плана
1.Рисование
Теория: знакомство с
новым
приёмом
рисования,
закрепление умения работать с изученными приёмами рисования.
Практика: рисование на темы по выбору: «Красивые узоры»,
«Волшебный цветок», «Закат на море», «Закат в лесу», «Маки», «Ирисы».
2. Объемная поделка
Теория: изучение новой техники.
Практика: выполнение коллективной, объемной поделки.
3.Смешанная (аппликация)
Теория:
понятие
«Аппликация».
Основные
приемы
выполнение аппликации.
Практика: выполнение цветов «Ромашка» из семян ясеня сиспользованием
дополнительного материала пластилин, цветочная композиция
«Незабудки» из семян арбуза, цветочная композиция «Ваза с цветами подсолнух»
из семян тыквы, аппликация «Умная сова» с использованием семян и
дополнительного материала.
4.Декорирование
Теория:
понятие «Декорирования». Основные приемы
выполнение аппликации.
Практика: декорирование различных композиции.
5.Пластилинография
Теория: историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его
свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Практика: создание сюжета, используя технику пластилинографии.
Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Выполнение
лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над
поверхностью основы. Создание композиции из отдельных деталей, используя
имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Деление целого на части при помощи стеки.
6. Граттаж
Теория: изучение новой техника создания изображения начерной
поверхности путем царапанья ее острым предметом.
Практика: рисование в новой технике «граттаж».
7. Штампование
Теория: виды рисования нетрадиционным способом.

Материалы и приспособления.
Практика: рисование в технике штамповка.
1.4.Планируемые результаты
Предметные результаты:
-знание различных нетрадиционных техник рисования и способность
использовать их в художественно – творческой деятельности;
-способность передавать в художественно - творческой деятельности
характер, эмоциональное состояния и своё отношение к природе, человеку.
Метапредметные результаты:
-создание своего неповторимого художественного образа в рисунках по
нетрадиционному рисованию;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность
- умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески
переделывать.
Личностные результаты:
- положительное отношение к учению, к художественно – творческой
деятельности, уважительное отношение к творчеству;
- доброжелательное отношение, доверие, готовность к сотрудничеству с
педагогом в процессе творческой деятельности.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение
Занятия должны проходить в светлом, хорошо проветриваемом помещении,
оснащённом удобными рабочими столами и стульями.
Для успешного осуществления программы имеется следующее:
Оборудование: учебная магнитная доска, мольберт, столы, стулья,
соответствующие возрасту, по количеству человек.
Инструменты и материалы: количество
- бумага разной фактуры, формы и размера
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти № 2,3,5;
-кисти из щетины;
- восковые и цветные мелки;
- маркеры (14 шт.),
фломастеры (14 шт.);
- простые и цветные карандаши;
- графитный карандаш или уголь, свеча;
- глина, пластилин.
Дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, палитра,
поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка,
высушенные цветы и листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль,
черная плакатная тушь, нитки, трафареты, ксерокопии изображений, для
творческих работ, муляжи овощей.
Демонстрационный, наглядный иллюстрированный материал: гипсовые
фигуры, вазы, муляжи фруктов, драпировка, плетеные корзины.
Таблицы по цветоведению, спектр, репродукции известных художников.
Техническое оснащение: Мультимедийная техника, проектор.
- информационное обеспечение
1.
Новые
работы
в
технике
«Рисование
и
живопись»
//http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/70
2.
Техники
нетрадиционного
рисования
для
детей
//
https://www.syl.ru/article/181156/new_tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlyadetey
3.
Уроки
рисования
акварелью
//http://www.web-paint.ru/urokirisovaniya/uroki-risovaniyaakvarelyu
- кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование,
соответствующее
направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов
среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности дополнительной

общеобразовательной
программы;
дополнительное
профессиональное
образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль)
которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной
программы; При отсутствии педагогического образования – дополнительное
профессиональное
педагогическое
образование;
дополнительная
профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
- методические материалы
При реализации программы педагог использует парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2– 7 лет «Цветные ладошки» Лыкова
И.А, парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников
«Шаг в искусство» Погодина С.В.
Направленность программы художественно-эстетическая, прикладная,
кружковая. Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных
техник, материалов и способов создания творческого продукта опирается на
принципы построения общей дидактики:
1. Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный момент
времени.
2. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От
простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
3. Принцип развивающего характера художественного образования.
4.
Принцип
природосообразности:
постановка
задач
художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
5.Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
6.Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
7.Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
построения программного материала от простого к сложному, наглядности. В
процессе реализации программы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социальнокоммуникативное развитие, познавательное, физическое развитие.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностический материал соответствует структуре программы по и
отражает логику ее построения.
Диагностический материал, разработан с учетом требований, определенных
федеральными государственными требованиями:
• предлагает использование только тех методик, применение которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;
• позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей как внутри
возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных
возрастных периодов;
• включает наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки,
критериально - ориентированного тестирования, то есть предлагает сочетание
низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающее
объективность и точность получаемых данных;

• обеспечивает сбалансированность методов, что исключает переутомление
воспитанников и нарушение хода образовательного процесса. С помощью средств
мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках данной
программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет
собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в
дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные

педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах
мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках
образовательной программы. Анализ развития позволяет оценить эффективность
программы. Мониторинг освоения образовательной программы проводится
педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов
деятельности. (Приложение № 1).

3.Список литературы
1. Белошистая А.В. «Я рисую мир. Деревья» -М.: Просвещение», 2011.
2. Белошистая А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И. И., «Волшебные ладошки» М.: АРКТИ, 2008.
3. Богданова Г.И. Основы цветоведения и ознакомление с цветом детей
дошкольного возраста – Научно-методический Центр Проблем Детства,
Екатеринбург, 1996.
4. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова
Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному
искусству – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2001.
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству - М.: «ТЦ Сфера», 2002.
6. Гризик Т.И., «Маленький помощник» – М.: Просвещение, 2003.
7. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2010.
8. Дубровская Н.В, «Рисунки из ладошки» - СПБ «Детство-Пресс», 2004.
9. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста,
нетрадиционные техники, конспекты занятий» - М.: «ТЦ Сфера», 2005.
10.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.:
Педагогическое общество России, 2007.
11.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.
Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
12.Комарова Т.С., Размылова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве –
М.: Педагогическое общество России, 2007.
13.Комарова Т.С., Сакулина Т.С., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения
изобразительной деятельности и конструированию – М.: Просвещение, 1991.
14.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011.
15. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
подготовительная к школе группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
16. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая
группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
17. Мухина В.С. Детская психология – М.: Просвещение, 1985.
18. Никольская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1997.
19. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль, Академия развития, 2009.
20. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба и игра: изобразительное
искусство» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
21. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми: – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001

Приложение №1
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев
оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую
эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста
П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент
любого творческого поиска и использует основные показатели творческого
мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность
творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие
способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре,
отмечая следующие моменты:
-предпочитаемые виды занятий, игр;
-самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к
взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность,
увлечённость);
-инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе
средств); -реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); использование источников информации и выразительных средств (виды,
предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). На основе анализа
характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили
оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:
1.Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
2.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично
отстаивает его;
4. Склонен к рискованным действиям;
5. Обладает
богатой фантазией, воображением; часто озабочен
преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,
которые другим не кажутся смешными;
7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические
характеристики вещей, предметов;
8. Нонконформист, не боится отличаться от других;
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без
критического изучения. К вышеперечисленному можно добавить большое
стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию

предметов. Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление
творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то
есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках
альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень
выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно
составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка.
Особенности диагностики:
*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную
мотивацию, проводить в свободное от работы время.
*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.
*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в
естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники,
биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество
возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.
*Игра, тренинги являются основными методами.
*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.
*Снят лимит времени. Основные показатели при диагностировании:
-Беглость.
-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на
проблему).
- Оригинальность (стандартный ответ или нет).
-Устойчивость интереса.
-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три
задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой
фигуры (форма А –фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб)
как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание
фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать
название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут
быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных
незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания
ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных
изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные
фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в
преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении
разнообразных идей. Основными показателями креативности выступают: -

продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению
большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется
числом ответов, соответствующих требованиям задания; -гибкость – характеризует
способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта
проблемы к другому; -оригинальность – предполагает способность к выдвижению
новых необычных, неочевидных идей; -разработанность (степень детализации
ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею,
замысел.
Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает
фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего
использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и
подростков. Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее
подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если
ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если
требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к
рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии,
образном мышлении и художественном восприятии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».