ДОП-ДОП технической направленности для детей Юный гений на 2021-2022 учебный год

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
I.

Целевой раздел программы

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………….6

1.2.

Цели и задачи реализации программы……………………………............7

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы..…………...............7

1.4.

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста,

значимые для реализации программы………………………………………..….8
1.5.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы ….…11

II. Содержательный раздел программы
2.1. Методические аспекты содержания программы ………………………..15
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов реализации
программы………………………………………………………………….…….21
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе
реализации программы дополнительного образования ………………………22
III. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематический план…………………………………………...25
3.2. Материально-техническое обеспечение программы……………………..34
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы …………………………………………...37

2

Введение
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2014г. №1726-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г.Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Конструктивная

деятельность

—

это

практическая

деятельность,

направленная на получение определенного, заранее задуманного реального
продукта,

соответствующего

Конструирование

обладает

его

чрезвычайно

функциональному
широкими

назначению.

возможностями

для

умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и
мыслительных способностей детей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1) конструктивно-технические умения:
сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания,
мосты и т.д.;

3

2) обобщенные умения:
видеть в них общее и различное,
находить

основные

конструктивные

части,

от

которых

зависит

расположение других частей,
делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет
практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей
конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что
является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети,
конструируя постройку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее
планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная

деятельность

способствует

практическому

познанию

свойств геометрических тел и пространственных отношений:
речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб,
пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий,
длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном
словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх,
сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного
воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные
качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность.

4

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки,
поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в
коллективе:
умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать
материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать
процесс их изготовления и т. д.);
работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная
деятельность приобретает только при условии осуществления систематического
обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не
только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности
ребенка, его умственных способностей.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают
почву для развития технических способностей детей, что очень важно для
всестороннего развития личности.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные
представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы
однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них
в зависимости от практического использования. таким образом наряду с общими
признаками дети увидят и различия в них, т.е. они усваивают знания,
отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами
и явлениями.

5

I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Детям 3-7 года жизни свойственна большая физическая и умственная
активность. Благодаря большей подвижности ребенок, направляемый взрослыми
к восприятию окружающего, знакомится с новыми предметами и явлениями,
значительно обогащаются его представления о них, расширяется круг его
интересов.
Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна
непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают
кукол,

трамвай

едет

по

линии,

его

движение

ребенок

сопровождает

соответствующими звуками.
Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует
создания

условий

Актуальность

для

данной

удовлетворения

этой

программы заключается

в

потребности
том,

что

детей.

благодаря

конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его
умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в
конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с
центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в
дальнейшем

быстрее

и

лучше

овладеть

техникой

письма.

Основной материал для конструирования - строительный. Дети знакомятся с
ним, выясняется отличие деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком
положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети
усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и
маленькие бруски. Также дети знакомятся со свойствами бумаги, ткани, учатся
делать из них различные поделки. Использование в работе природного материала
развивает

умение

увидеть

в

привычных

вещах

необычное.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают
строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель.

6

По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на
столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
Цели и задачи реализации программы

1.2.
Цель:

- приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной и
художественной деятельности, знакомство с различными видами материалов.
Задачи:
- формирование у детей познавательной и исследовательской деятельности,
стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и
художественного изобретательства;
-

развивать

эстетический

вкус,

конструкторские

навыки

и

умения;

- воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет
выполнять.
1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии
с возрастными

возможностями и особенностями детей, спецификой и

возможностями образовательных областей.
-

Комплексно-тематический

принцип

построения

образовательного

процесса.

7

1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста,
значимые для реализации программы
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. С трёх до четырёх лет происходят
существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в
отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. Дети начинают
осваивать гендерные роли (девочка-женщина, мальчик-мужчина), проявляют
интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.
В интеллектуальной сфере накапливается определённый запас представлений
о разнообразных свойствах предметов -сенсорные эталоны формы, цвета,
величины;

явлениях

окружающей

действительности,

о

самом

себе.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах
предметов (одежда, посуда, мебель). На данном возрастном этапе дети
овладевают грамматическим строем речи; активно экспериментируют со
словами. Высказываются в 2-3 предложениях об эмоционально значимых
событиях. Значительно увеличивается запас слов. Дети начинают использовать в
речи сложные предложения.
В этом возрасте очень высока потребность в движении (двигательная
активность составляет не менее половины времени бодрствования). Развивается
моторная координация. Младшие дошкольники осваивают основные движения.
Начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация,
гибкость, выносливость.
Задача

воспитателя-

создавать

положительное

состояние

у

детей,

организовать рациональный двигательный режим, предупреждать детское
утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельностью и
отдыха.

8

Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребёнка.
Дети овладевают различными способами взаимодействия с другими
людьми.

Лучше

ориентируются

в

человеческих

отношениях.

Имеют

представления о специфике поведения в общении с другими людьми, об
отдельных женских и мужских качествах. На этом этапе особое значение
приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, а так же дидактические и
подвижные игры. В процессе игр у детей формируется познавательный интерес,
развивается наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются
навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Активно развивается интеллектуальная сфера. У детей появляется умение
оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих
предметов, связях и отношениях между предметами. Ведущим становится
познавательный мотив, который проявляется в многочисленных вопросах
(Почему?, Зачем? Для чего?), стремление получит от взрослых новую
информацию познавательного характера (возраст «почемучек»). Характерна
высокая мыслительная активность и любознательность. В этом возрасте
произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс придумывания
новых слов и выражений. Речь становится более связной и последовательной. На
пятом

году

жизни

дети

могут

пересказать

небольшие

литературные

произведения, рассказать об игрушке, картине, о некоторых событиях из личной
жизни.
Происходят заметные изменения в физическом развитии детей. Развиваются
ловкость и координация движений. Дети могут удерживать равновесия,
движения становятся более совершенными.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

9

Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный
характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят
изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление
о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои
поступки.
Развитие

личности

характеризуется

появлением

новых

качеств

и

потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется
способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению
и

установлению причинно-следственных

связей.

Возрастает способность

ориентироваться в пространстве (отсутствует точная ориентация во временах
года, днях недели). Совершенствуется грамматический строй речи. Свободно
используются средства интонационной выразительности. Словарь активно
пополняется

обобщающими

словами,

синонимами

и

антонимами,

многозначными словами. Дети способны к звуковому анализу простых трёх
звуковых слов.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической
нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём
и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка
детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять
соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности,
представления о здоровом образе жизни.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической
позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в
детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность,
что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою
позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в
реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения

10

соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности
характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети
целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.
Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь,
который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно
используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании
предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка,
чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто
отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь
становится подлинным средством общения.
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование
двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают
прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места.
У детей расширяется представление о самом себе, своих физических
возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
Целевые

ориентиры

дошкольного

образования

представляют

собой

социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий

разброс

вариантов

его

развития,

его

непосредственность

и

непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования
(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость

11

определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в
виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для
их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой

объективной

оценки

соответствия,

установленным

требованиям

образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 3 до 7 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно

целей

дошкольного

образования,

общих

для

всего

образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при
решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том
числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с
использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов
измерения результативности детей);
оценку

выполнения

муниципального

(государственного)

задания

посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
О

положительной

динамике

освоения

программного

материала

свидетельствуют следующие показатели:

12

1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением.
2.Развито

умение

применять

свои

знания

при

проектировании,

программировании и сборке роботов и конструкций.
3.Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и
творческая инициатива.
4.Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
5.Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Имеются представления:
- о деталях конструктора, способах и видах подвижных и неподвижных
соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
- о связи между формой конструкции и ее функциями;
- о способах решения технических задач в процессе конструирования и
программирования роботов.
Педагогическая диагностика освоения воспитанниками программы
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май.
Диагностическая карта в старшей группе (дети 3-5 лет)

13

Работает над проектами

Использует предметы
заместители

Работает в команде

Строит по творческому
замыслу

Строит по инструкции
педагога

Строит по образцу

Строит более сложные
постройки

Называет все детали
конструкторов «Дупло»,
«Дакта»

Фамилия,
имя ребенка

Умение рассказать о
постройке

Строит по
инструкции

Строит по образцу

Строит подгруппами

Строит по
творческому замыслу

Строит сложные
постройки

Работает по схемам

Называет детали
конструктора
«Дупло»
Называет детали
конструктора «Дакта»

Фамилия,
имя ребенка

Диагностическая карта в старшей группе (дети 5-6 лет)

Диагностическая карта в подготовительной группе (дети 6-7 лет)

14

Умение рассказать о
постройке

Называет детали,
изображенные на
карточке

Строит по схеме со
2-го полугодия

Строит по образцу

Строит
элементарные
постройки по
творческому
замыслу

Умеет скреплять
детали
конструктора
«Дупло»

Называет форму

Называет детали

Фамилия,
имя ребенка

Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из
параметров, зависит от степени мастерства.
Высшее мастерство: красный
Среднее мастерство: синий
Мастерство развито недостаточно: зеленый
Б) Форма представления результатов:
открытые занятия для родителей;
организация выставок детского творчества;
презентации своих проектов;
участие в конкурсах, соревнованиях.

II.

Содержательный раздел программы
2.1. Методические аспекты содержания программы
Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система

упражнений, направленная на развитие общих умений и знакомство с
конструктором LEGO.
В зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание меняется.
Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет, форма,
величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета на
активном уровне. Дети самостоятельно экспериментируют с конструктором.
Лего-конструирование. В ходе этого направления дети приобретают
элементарные навыки конструирования (дорожки, мостики, домики, оградки),
конструируют по образцу, по условиям и по замыслу, учатся читать простейшие
чертежи, схемы.
В лего-сказка, где дети создают героев сказок и используют их в своих
играх. Можно использовать как уже известные сказки, так и придумывать новые,
новых персонажей и сюжетные линии.

15

Лего-мультфильмы. Просмотр мультфильмов с лего-персонажами. На
данном этапе дети приобретают опыт самореализации, учатся решать проблемы
общения, учитывать чужую точку зрения. Подражают хорошим поступкам
мультгероев.
Следующим этапом является робототехника. Работа строится на основе
специального набора, который включает в себя не только конструктор, но и
программное обеспечение, позволяющее управлять моделями с помощью
компьютерных программ. Комплект заданий позволяет детям работать в качестве
юных исследователей, инженеров, математиков. Дети собирают, программируют
созданные модели, затем, используют их для выполнения ряда задач.
Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование»
включает в себя три модуля:
1. Модуль предусматривает работу с конструкторами LEGO Doplo, LEGO
System и рассчитан на детей 2-4 года.
Цель: Развитие интереса к моделированию и конструированию. Содержание
модуля:
1. Знакомство с конструктором.
2. Строительство дорожек для пешеходов и маши.
3. Строительство дорожек разной ширины для пешеходов и машин.
4. Ворота для заборчика.
5. Пирамидка.
6. Башенка.
7. Конструирование по замыслу детей.
8. Загон для коров.
9. Построим дорожку красного цвета.
10. Построим дорожку зеленого цвета.
11. Построим и сравним зеленую и красную дорожки.
12. Красный длинный поезд и красный короткий поезд.
13. Поезд зеленый длинный и красный короткий.

16

14. Конструирование по замыслу детей.
15. Строим башни. Красная и зеленая.
16. Постройка желтой башенки.
17. Башенка высокая желтая и низкая красная.
18. Построим синюю башенку.
19. Построим высокую синюю башню и низкие - желтую, красную,
зеленую башни.
20. Конструирование по замыслу детей.
21. Построим дорожки: узкую синюю и широкую синюю.
22. Построим дорожки: узкая синяя и широкая зеленая.
23. Спрячем птичек в башенках разного цвета.
24. Конструирование по замыслу детей.
25. Построим для машин узкие и широкие гаражи.
26. Поезд длинный и короткий. Закрепление.
27. Строим кроватки для сказочных героев.
28. Строим обеденный стол.
29. Построим стульчики для сказочных героев.
30. Конструирование по замыслу детей.
31. Строим машину для зайчат.
32. Строим грузовик для песка.
33. Строим: скамеечку низкую, высокую.
34. Строим ворота для машин.
35. Построим заборчик с воротами.
36. Конструирование по замыслу детей.
37. Строим лесенку из кубиков одного цвета.
38. Строим широкую лесенку из кирпичиков одного цвета.
39. Построим лесенку такого же цвета как башенка.
40. Конструирование по замыслу детей.
41. Постройка широкой зеленой дороги для красных машин.

17

42. Отгородим желтый домик синим заборчиком.
43. Строим домик.
44. Строим домик с окошком.
45. Конструирование по замыслу детей.
46. Игра в зоопарк.
47. Строим лесенку.
48. Построим мостик для машин.
49. Строим мостик для людей.
50. «Идет бычок качается».
51. Самолет.
52. Кораблик.
53. Машина.
54. Грузовая машина.
55. Машина с прицепом.
56. Строительство машины с фургоном.
57. Кораблик.
58. Машины будущего.
59. Мы в лесу построим дом.
60. Одноэтажный домик.
61. Домик фермера.
62. Домики для трех поросят.
63. Двухэтажный домик.
64. Строительство по замыслу.
65. Мебель для комнаты.
66. Выполнение построек на итоговую выставку.
2. Модуль предусматривает работу с конструктором 9656 «Первые
механизмы», 9660 «Первые конструкции», LEGO System и рассчитан на детей
4-6 лет. Цель: развитие творческих способностей, конструкторских умений и
навыков, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед

18

собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Содержание модуля:
1. Знакомство с конструктором 9660, 6176.
2. Игра «Волшебный мешочек» (работа с конструктором 6176 Основные
элементы DUPLO)
3. Игра «Сделай также» (работа с конструктором 6176 Основные элементы
DUPLO)
4. Игра «Угадай-ка» (работа с конструктором 6176 Основные элементы
DUPLO) 5. Игра «Запомни и повтори» (работа с конструктором 6176
Основные элементы DUPLO) 6. Игра «Точь-в-точь» (работа с конструктором
6176 Основные элементы DUPLO)
7. Игра «Близнецы» (работа с конструктором 6176 Основные элементы
DUPLO)
8. Ориентировка в пространстве (работа с конструктором 6176 Основные
элементы DUPLO). Игра-головоломка. 9. Равновесие (работа с конструктором
9660): башня; птичка; человек. 10. Прочность конструкции (работа с
конструктором 9660): дом; стены; крыша. 11. Устойчивость конструкции
(работа с конструктором 9660): подпорки (подставки), мост.
12. Знакомство с конструктором 9656.
13. Игрушки (работа с конструктором 9656): юла; вертушка; качели.
14. Транспорт (работа с конструктором 9656): парусник; автомобиль.
15. Человек и спорт (работа с конструктором 9656): хоккеист;
нападающий; вратарь.
16. Проектная деятельность: «Моя комната», «Детская площадка», «На
стройке».
17. Знакомство с конструктором LEGO System.
18. Исследование цвета деталей. Скрепление деталей.
19. Исследование формы и размеров деталей.
20. Проект «Строим город». Выставка.

19

21. Конструирование мебели.
22. Моделируем домашних животных по схеме.
23. Проект «Зоопарк». Выставка работ.
24. Моделируем деревья по схеме.
25. Конструирование фигуры человека.
26. Составление мозаики по схеме.
27. Проект «Букет для мамы». Выставка.
28. Конструирование техники.
29. Проект «Парад военной техники» Выставка.
30. Конструирование по замыслу.
31. Конструирование «Мой любимый детский сад». Выставка.
32. Свободная игровая деятельность детей.
3. Модуль предусматривает работу с конструктором LEGO WeDo и
рассчитан на детей 6-7 лет.
Цель: обучение основам робототехники. Содержание модуля:
1. Первые шаги в программировании.
2. Забавные механизмы.
3. Звери.
4. Футбол.
5. Приключения.

20

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов реализации программы
Методы и приемы, используемые в работе кружка:
1.По источнику познания:
- вербальные,
- наглядные,
- практические методы обучения.
2. По типу обучения:
- объяснительно-иллюстративные,
- проблемно-развивающие методы обучения.
3. По уровню познавательной самостоятельности:
- репродуктивные,
- продуктивные.
4. По дидактическим целям и функциям:
- методы стимулирования,
- организации и контроля.
5. По виду деятельности педагога:
- методы изложения;
- методы организации самостоятельной учебной деятельности.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в
виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что
дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой
выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только
ребенка, но и педагога.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы
следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

21

- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов;
- праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе
реализации программы дополнительного образования
В основе сотрудничества семьи и детского сада лежат положения
современной

нормативно-правовой

базы

(федеральные

и

региональные

документы), определяющие необходимость партнёрства ДОУ с родителями,
создания

условий

для

активного

участия

и

включение

родителей

в

образовательный процесс, определение основной и ведущей роли родителей в
воспитании и развитии ребёнка. Семья является институтом первичной
социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие
ребенка в дошкольном возрасте.
Отношения семьи и ДОУ:
Сотрудничество – общение "на равных", где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге
обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде.
Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного
партнерства между родителями(законными представителями) и воспитателями,
то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих
сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания
детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе
совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие

22

«партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и
те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими
целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют
объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в
семейном и вне семейном образовании.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка. В ДОУ родителям
(законным представителям) предлагается активно участвовать в образовательной
деятельности, т.к. родители (законные представители) могут привнести в жизнь
ДОУ свои особые умения. Разнообразные возможности для привлечения
родителей (законных представителей) предоставляет проектная деятельность.
Родителям (законным представителям) предлагается принимать участие в
планировании и подготовке проектов, праздников, фестивалей, конкурсов и т. д.,
они включаются в планирование родительских мероприятий самостоятельно и
могут проводить их своими силами. Поощряется обмен мнениями между
родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и
семейная взаимопомощь и взаимоподдержка.
Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии
при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Цели и задачи:
1. Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и
родителей воспитанников с целью реализации эффективной образовательной
деятельности по развитию способностей к научно - техническому творчеству у
дошкольников.
2. Обеспечение информационной открытости образовательной деятельности
для семьи и всех заинтересованных лиц, вовлеченным в образовательную
деятельность, а также широкой общественности.
3.

Непосредственное

включение

родителей

в

дополнительную

образовательную деятельность.

23

Содержание работы с родителями
Для реализации цели и поставленных задач педагоги для родителей
проводят открытые занятия, консультации, родительские собрания, приглашают
на праздники и развлечения, презентации технических изделий, создают буклеты
и памятки, проводят фестивали технического творчества, привлекают к участию
в конкурсах технических проектов разного уровня.
Для обеспечения независимой оценки качества образовательного процесса
педагоги проводят беседы и анкетирование родителей.
Предполагаемый результат:
- Реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями.
-

Повышение

компетентности

родителей

в

вопросе

развития

у

дошкольников способностей к научно - техническому творчеству, формирования
научного мировоззрения и интереса к инженерным дисциплинам, математике и
предметам естественно-научного цикла, творческой самореализации.

24

III. Организационный раздел
3.1.
Комплексно-тематический план
Младший дошкольный возраст (3–4 года).
Тема года «Путешествуем по свету»
№
п/п
1

2

3

4

Месяц

Тема месяца

Сентябрь

Наш любимый
детский сад

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В стране
Предметии

Цветочная
страна

Название темы.
«Едем дружно в детский
сад»
«Любимая
игрушка,
Робот»
«Уголок природы»

Количество
занятий
1
1
1

«Кровать для куклы»

1

«Мебель нашей группы»
«Солнышко светит в
окошко»
«В гости Ёжик к нам
зашел»
«Наша группа лучше всех»

1
1
1

«Какие разные фигуры»

1

«Строим дом»

1

«Покажи такую же
фигуру»
«Дерево»

1
1

«Шарики разные бывают»

1

«Строим дорогу»

1

«Воротики для гномика»

1

«Собери животное»
«Цветик семицветик»

1
1

«Астра»
«Осенний букет»

1
1

«Бабушкина клумба»

1

«Карандашик-проказник»

1

«Роза»

1

«Тюльпан»
«Строим забор для
Там, где вечные цветника»
«Дорисуй чертёж»
льды
«Строим горку»

1

1
1
1
1

25

5

6

Январь

Февраль

Страна
Новогодия

Машинное
царство

«Пингвиненок Киндер»

1

«Там, где холодно всегда»
«А если я заболею»

1
1

«Белые медведи»

1

«Моржонок ЛОЛО»

1

«Собираемся в путь»
«Раз, два, три елочка гори»
.«Шарики на елке»

1
1

«Дед Мороз»

1

«Круглый город или город
Снеговика»
«Белочка на дереве»
«Снегири»
«Большие и маленькие
машины»

1

«Мишка едет за рулем»

1

1

1
1
1
1
1

7

Март

Город в горах

«Едем на автобусе»

1
1

«В автопарке»

1
1

Макет «Горы»

1

«Выложи узор»

1
1
1

«Бумажные горы»
«Жители гор»
8

Апрель

В стране
Моряндии

«Чудо-рыба, чудокит»

1
1
1
1

Макет «Под водой»

1
1
1
1

«Растительность

1

26

9

Май

Город Ветра

водного мира»

1

«Рыбки»

1

«Вертушка»

1
1
1

«Грозный ветер»
«Дождь»

1
1
1

Конструирование на
свободную тему

1
1
1

Дошкольный возраст (4–5 лет).
Тема года «Путешествуем со зверями»
№
Месяц
Тема месяца
Тема занятий
п/п
1
Сентябрь «В гости к
«Где ежик живет»?
ежику идем»
«Осеннее дерево»

2

Октябрь

Количество
занятий
1
1

Путешествие в
«Бумажную страну»
«Ветка рябины»

1

«Семья ёжика»

1

«друг ёжика-Рыбка»

1

«Листопад»
«Медведь-друг
ежика»
«Осенний букет»

«Лисичкасестричка любит «Строим забор вокруг
детей»
дома лисы»
«Друг лисы- Ёжик»
«Что в доме у
лисички»?
«Друг лисички Рыбка»
«Лиса едет в гости»

1

1
1
1
1
1
1
1
1

27

«Домик»
3

Ноябрь

«Волчок-серый
бочок»

«Мы построим мост»
«Мой подарок осени»
«С волком за
грибами»
«Спелые яблоки»

1
1
1
1
1

«Идем в лес за
грибами»
«Объёмный
цветок»
«Елочка»

1

«Строим горку»

1

1
1

1

4

5

Декабрь

Январь

«Зайчикпопрыгайчик»

«Белочка»

«Парк»

1

«Бассейн для зверят»

1

«Матрешка»
«Гирлянда»

1

«Дорога»

1

«Ветка рябины в
снегу»
«Арка»
«Машины»
«Угадай план»

1

1
1
1
1
1
1
1

6

Февраль

«Гостеприим
ный Кабан»

«История о
любопытном уголке»
«Бабочка»
«Дострой
конструкцию»
«Что получилось»
«Собери и
построй»
«Найди
постройку»

1
1
1
1
1
1
1

1

28

7

Март

«Мишка
косолапый»

«Строим
башню»

1

«Запретный цвет»

1

«Солнышко»

1

«Мозаика»

1

«Гусеница»
«Строим самолет»

1
1

1

1
«Одуванчик»
8

Апрель

« В гости к
лесовичку»

1
1

«Конструирование из
счетных палочек»

1

«Пасхальное яйцо»

1

1
1

9

Май

«Прощаемся с
лесом»

«Весеннее дерево»

1
1

«Город»

1

«Черемуха»

1
1

«Робот»

1

«Поменяемся
местами»

1

Проект «Моё
творчество»

1
1
1
1

Старший дошкольный возраст (5–6 лет).
Тема года «Велика страна родная»
№ Месяц
Тема месяца
Название темы
п/п
1
Сентябрь Мой город
«Флаг моего города»
«Герб моего города»

Количество
занятий
1
1

29

«Дороги»

1
1

«Самый лучший дом»

1
1

«Дом высокий мы
построим»
2

Октябрь

Путешествуем «Дикие гуси»
с Осенью
«Пейзаж

1
1
1
1
1
1

«Осенние краски»

1
1

3

Ноябрь

«Дом
осени»

1

«Песочница для
малышей»
«Посидим на
скамеечке»
«Кораблик
плывет по
бурной реке»
«Город мастеров»

1

1

1
1
1
1
1
1
1

4

Декабрь

Путешествуем «Эх вы сани…»
с Зимой
«Елочка нарядная»
«Дед Мороз и
лето»
«Помощники

1
1
1
1
1
1
1

30

5

Январь

Деда Мороза»

1

«Метель»

1
1

«Вьюга»

1
1

«Снеговик»
6

Февраль

«Тройка
лошадей»

Март

Путешествуем
с Весной

1

«Лыжня»

1

«Цветочное поле»

«Скворечник»
«Соловушка»
Апрель
апн

«Жуки»
«Лучики проказники»
«Облака»
«Капель»

9

Май

1
1
1
1
1
1

«Птицы прилетели»

8

1

«На
конюшне»

«Снежный
ком»
7

1
1
1

«Майский жук»
«Ручьи»
«Воробушек»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31

«Здравствуй, лето»
Подготовительная группа (6–7 лет).
Тема года «Наш космический полет»
№ Месяц
Тема месяца
Название темы
п/п
1
Сентябрь Готовимся к
«Наш
космический
путешествию
корабль»
«Продовольств
ие»
«Наше снаряжение»
«Отправляемся
в полет»
2

Октябрь

Земля, до
свидания!

«Ракету устремляется
в космос»

1
1
1

Количество
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Открытый космос»

1

«Земля далеко»

1
1
1

«Перекусим»
3

Ноябрь

Мы на планете Марс «Приземление»
«В гостях у
чудиков»

4

Декабрь

Впереди
Венера

1
1
1
1
1

«Каменистая
поверхность»

1
1
1

«Полет на
Венеру»

1

«Удачно
приземлились»

1

«Венероход»

1
1
1

32

1
«Утренник на Венере»

1
1

«Новый
космосе»
5

6

Январь

Февраль

Здравствуй,
Луна

Загадочные
кольца Сатурна

год

«Луноход»

Март

Мы у Нептуна

1
1
1
1

«Собираем
камни»
«Телескоп»

1
1
1
1

«Пролетаем
сквозь
камни»
«Камета»

1

«Астероид»

7

в

«Звезды»
«Ремонтируем
корабль»
«На празднике
Нептуна»
«Автонептунин»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

Апрель

Уран нас
провожает

«Меняем
одежду»

1
1

« В гостях у
звездочета»

1

«Остановка на
Уране»
«Космическая
пыль»

1
1
1
1
1

33

«Улетаем на
Землю»
9

Май

Возращение на
Землю

«Полет домой»

1
1
1
1

«Звезды далеко»

1
1

«Родная Земля,
здравствуй»
«Ракету разбираем»

1
1
1

3.2. Материально-техническое оснащение программы
Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других
областей.
Технические средства обучения:
•

музыкальный центр,

•

мультимедийное устройство,

•

DVD проигрыватель,

•

телевизор,

•

компьютерный моноблок,

•

многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир),

•

устройство для ламинирования,

•

фотоаппарат,

•

видеокамера.

Учебно-наглядные пособия:
•

схемы построек,

34

•

модели,

•

технологические таблицы,

•

альбомы с фотографиями объектов архитектуры,

•

альбомы с фотографиями построек,

•

картотека строительных игр.

Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали
конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также
природные и бросовые материалы.

35

Заключение
Конструктивная

деятельность

—

это

практическая

деятельность,

направленная на получение определенного, заранее задуманного реального
продукта,

соответствующего

его

функциональному

назначению.

Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для
умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и
мыслительных способностей детей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1) конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания,
мосты и т.д.;
2) обобщенные умения:
- видеть в них общее и различное,
-

находить

основные

конструктивные

части,

от

которых

зависит

расположение других частей,
- делать умозаключения и обобщения.

36

Список использованной литературы
1. Е.В. Фешина «Лего - Конструирование в детском саду» - М.:
Творческий центр «Сфера», 2012 год;
2. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014
год;
3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 год;
4. О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.:
Творческий центр «Сфера», 2002 год;
5. Л. Г.Комарова. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: МозаикаСинтез, 2006 год;
6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора ЛЕГО)./ Давидчук А. Н. - М.:
"ЛИНКА-ПРЕСС", 2001 год.

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».